06:55, 6 февраля 2015 года

К проблеме восстановления кисловодского Старого озера подключился Следственный комитет РФ

- Озеро после его реконструкции не готово к эксплуатации, в связи с чем ведется доследственная проверка, - сказал он. - До окончания следственных действий, по пожеланию Следственного комитета, озеро не будет наполняться водой, чтобы концы в воду не были спрятаны…

Административно-крючкотворная эпопея вокруг Старого озера продолжается уже 13 лет, хотя речь идет всего лишь о котловане размером чуть больше стандартного футбольного поля.

Эту водную станцию в середине прошлого века своими руками построили дедушки и бабушки нынешних кисловодчан. Несколько десятилетий горожане и гости курорта с удовольствием плескались в озере, прыгали с вышки, плавали на лодках и водных велосипедах.

Поскольку любой водоем со стоячей водой надо время от времени чистить, к концу минувшего века начались проблемы: озеро чрезмерно поросло водорослями, вода, поступающая из горной речки Аликоновки, помутнела. Раз за разом санэпидстанция расставляла по берегам грозные аншлаги «Купание запрещено!». На них никто не обращал внимания, поскольку других-то мест для летнего отдыха на воде в городе-курорте нет. Похоже, тогдашний собственник Старого озера - руководство профсоюзной бальнеогрязелечебницы - и рад был бы избавиться от столь обременительной собственности, но просто так спустить воду и закрыть озеро было нельзя, ведь оно являлось одним из самых востребованных социальных объектов в городе.

В июле 2002 года наводнение на реках Куме и Подкумке наделало много бед: бешеный поток снес въездной мост в Кисловодск, частично разрушил дамбу водохранилища (или, иначе, Нового озера) на въезде в город. Старое озеро от буйства небольшой речушки Аликоновки пострадало незначительно. Зато у местных властей появилось веское основание спустить воду из чаши озера и закрыть зону отдыха.

Затем профсоюзы несколько лет передавали ненужное им озеро управлению ЖКХ муниципалитета. Все это время водоем оставался бесхозным. Доходило до анекдота. Как мне рассказывал один из бывших руководителей муниципального комитета имущественных отношений Лев Гогжиян, однажды документооборот на несколько месяцев застопорился из-за того, что в перечень имущества не вписали шесть сгнивших прогулочных лодок и полностью разрушенный пирс… Лишь в 2006 году бумажная волокита завершилась, и муниципальная администрация стала полновластным хозяином того, что осталось от озера, - захламленного, поросшего лозняком котлована.

За бюджетные деньги восстанавливать озеро местные власти не хотели. Долго искали частного инвестора. Тот вывесил транспарант с эскизом будущей зоны отдыха... и три года на объект не заглядывал. Однако и возвращать арендованное озеро местной администрации просто так не желал - в проект-то деньги вложены. Начались суды-пересуды, протесты, кассации. За это время лозняк в котловане превратился в лес из трехметровых ив и тополей.

Пять лет назад местная администрация наконец-то все суды выиграла и даже заручилась поддержкой федеральных структур, выделивших около 150 миллионов рублей из федеральной казны. Нашли, казалось бы, и надежного подрядчика - местную строительную организацию. И вот три года назад работа закипела: экскаваторы нещадно крушили деревья, самосвалы непрерывно вывозили скопившийся на дне ил. Строители неофициально обещали досрочно сдать объект к купальному сезону 2013 года. Увы, не осилили. Но невелика беда: срок контракта истекал в декабре 2013-го.

Весной 2014-го торжественно, с цветами и шампанским, открыли впускной шлюз, и озеро покрылось долгожданной водной гладью. Но через день шлюз закрыли, а воду спустили…

Как объяснил Максим Нагорнов депутатам городской Думы, сразу же, после того как озеро наполнили, вода появилась в подвалах близлежащих домов. То ли дно озера, то ли дамбу не загерметизировали. К тому же после реконструкции на озере не оказалось никаких водоочистных сооружений. А без них санитарные службы очень скоро запретят купаться в озере. И это при том, что по документам все работы выполнены и за них сполна заплачено. Вот Следственный комитет и разбирается сейчас, как это вышло.

Максим Нагорнов заявил, что администрация приняла твердое решение к 12 июня, то есть к Дню России, открыть купальный сезон в Кисловодске. И хотя Следственный комитет обещал не затягивать с экспертизой, все равно исполнительной власти города придется в сжатые сроки выполнить огромный объем работ. По предварительным прикидкам, на подготовку озера к пуску потребуется около 20 миллионов рублей. Тратить бюджетные деньги администрация не намерена.

- Проект будет реализовываться через муниципально-частное партнерство. Уже есть два серьезных инвестора, готовых сотрудничать, - заверил первый заместитель главы администрации.

На что заместитель председателя городской Думы Павел Нерсесьянц резонно возразил:

- Получается, что озеро, восстановленное на федеральные деньги, некий появившийся на горизонте инвестор будет «фаршировать» всякими платными развлечениями.

Глава города Сергей Финенко заверил: в разговорах с руководителями местной администрации он постоянно подчеркивает, что на озере обязательно должна остаться общедоступная «социальная» часть пляжа.

Подводя итог дискуссии, решили: ровно через месяц на следующем заседании городской Думы администрация представит депутатам конкретные проекты и познакомит с инвесторами, которые готовы участвовать в их реализации.

«Трясина Кисловодского озера»
Газета «Ставропольская правда»
6 февраля 2015 года