07:08, 21 января 2015 года

Как осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения на Ставрополье

Об этом начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Эдуард Конопля беседует с корреспон­дентом «СП».

- Органы прокуратуры края в прошедшем году особое внимание уделяли именно надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения.

Прокурорами выявлено 2686 нарушений закона. Это ненамного больше, чем в прошлом году, но за каждым нарушением - здоровье и порой жизнь людей. Для устранения этих нарушений внесено 1300 актов прокурорского реагирования. И это почти в два раза больше, чем в прошлом году.

- Эдуард Борисович, а как прокуроры узнают о недостатках в том или ином медицинском учреждении? Не все же обиженные идут жаловаться в прокуратуру?

- Методы мы используем разные. Но бывает и так, что уже и идти жаловаться некому... Например, на всей территории Ставрополья в прошлом году прокурорами был организован и проведен мониторинг анализа причин смертности населения края от различных видов заболеваний. Мы увидели устрашающие данные. На Ставрополье за последние пять лет наблюдался рост смертности лиц, страдающих онкологическими заболеваниями (злокачественными новообразованиями).

- Но такая картина характерна и для всей России в целом...

- Да. Но, как показали результаты проверки, одной из причин роста уровня заболеваемости и смертности населения именно нашего края от злокачественных новообразований стала неудовлетворительная профилактическая работа органов и учреждений здравоохранения, снижение уровня санитарно-гигиенического просвещения населения, а также позднее выявление такого рода заболеваний врачами общей лечебной сети.

- Врачи не умеют или не хотят заниматься профилактикой, просвещать нас?

- Думаю, что присутствуют оба фактора. Но следствие такой ненадлежащей организации специализированной работы плачевны для жителей края. Например, в 2013 году почти 50 процентам обратившихся граждан диагностированы злокачественные новобразования в запущенной форме – в 3-й и 4-й стадии, когда выздоровление больных затруднительно либо, что скрывать, практически невозможно.

- А если учесть, что, например, в Ставрополе в онкологический диспансер на прием попасть можно с большим трудом и затратами времени...

- Разбираться с этими проблемами - задача министерства здравоохранения. По фактам наших проверок руководителю краевого органа здравоохранения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. К дисциплинарной ответственности привлечены 26 медицинских работников, на реализацию указанных мероприятий в 2014 году дополнительно выделено 385 миллионов рублей.

Результативно проведены и проверки надлежащего обеспечения лиц, страдающих сахарным диабетом, изделиями медицинского назначения, эффективного использования медицинского оборудования; законности формирования программы госгарантий и тому подобное.

- Что вы понимаете под словами «результативность проверки»?

- Исправление выявленных нарушений. К примеру, по результатам проверки были выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в деятельности Ставропольского краевого центра СПИД. Здесь гражданам не предоставляли бесплатные услуги по диагностике и медицинскому освидетельствованию на предмет выявления ВИЧ-инфекции, не выделялись денежные средства на профилактику ВИЧ-инфекции. По данному факту руководителю краевого органа здравоохранения тоже внесено представление, нарушения устранены.

- А такой проблемой, как недостаток бесплатных лекарств, положенных инвалидам, другим категориям граждан, прокуратура занимается?

- Занимаемся. И это проблема из проблем. Она состоит как бы из двух частей: есть рецепт - нет лекарств, нет ни рецепта, ни лекарств. В деятельности лечебных учреждений края мы выявили факты непредоставления социально незащищенной категории граждан рецептов на получение необходимых лекарств. Для устранения этих нарушений закона прокурорами внесено 16 представлений, в суд предъявлено 16 исковых заявлений. Отдельно хочу сказать, что по результатам рассмотрения нашего представления по факту необеспечения лекарственными препаратами больных, страдающих высокозатратными заболеваниями и нуждающихся в дорогостоящем лечении, заместителем министра здравоохранения СК защищена заявка в Министерстве здравоохранения РФ на сумму 500 миллионов рублей на лечение более чем 1000 пациентов данной категории.

- В последние годы наметилась тенденция роста платных медицинских услуг. Порой фактически происходит замена бесплатной медицинской помощи на платную. Проще говоря, нет в поликлинике талона, например, на УЗИ сердца, а вот за деньги пройти эту диагностическую процедуру можно быстро. И таких ситуаций тысячи. Во всяком случае, я с ней сталкиваюсь нередко, да и читатели «Ставропольской правды» на это жалуются. Здесь будут сдвиги?

- Федеральным законом от 25 ноября 2013 года (я преднамеренно называю дату) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 6.30. Она устанавливает ответственность медицинских организаций за оказание платных медицинских услуг без информирования граждан о возможности их получения бесплатно. Но хочу отметить, что эта статья ни на территории Ставропольского края, ни в других субъектах практически не применялась, несмотря на многочисленность таких правонарушений. Факты неинформирования пациентов о возможности бесплатного лечения выявлены прокурорами в девяти районах края.

- В чем же основная причина создавшегося положения?

- Неинформированность населения о своих правах, в чем порой заинтересованы лечебные учреждения. Отсутствие информационных стендов о правах пациентов, размещение их в отдаленных, неосвещенных местах установлены прокурорами восьми районов. Эдакая фигура умолчания получается.

- Может, медработникам просто не хватает времени на то, чтобы нас информировать?

- Должно хватать - это их обязанность. И если уж говорить о дефиците врачей, то, как показали прокурорские проверки, не все направляемые министерством здравоохранения края по целевому набору абитуриенты после окончания учебы приступили к работе в государственных учреждениях здравоохранения. В этой связи в адрес главных врачей внесено восемь представлений, в суды предъявлено пять исковых заявлений об исполнении договоров целевого обучения либо возврате в федеральный бюджет денежных средств, три из которых уже рассмотрены и удовлетворены.

- Не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте...

- И не будем. Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения и в нынешнем году также будет являться одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Мнение о том, что врачи не подлежат юридической ответственности за любые недостатки в своей работе, по существу неправильно. Деятельность врача, как и любого другого специалиста, регламентируется правовыми нормами. И их невыполнение (неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей по профилактике, диагностике, лечению заболеваний лиц, обратившихся за медицинской помощью) - это правонарушение. Да и в правоотношениях, связанных с заключением договоров медицинского страхования, также предусмотрена ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание медицинской помощи застрахованным лицам. С 2002 года в ФФОМС есть целый перечень нарушений в оказании медицинской помощи. Можно говорить, что основанием ответственности медработников является нарушение прав пациентов. А ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан может наступать в соответствии и с гражданским, и с административным, и с трудовым, и с уголовным законодательством Российской Федерации.

«Дела врачей»
Газета «Ставропольская правда»
21 января 2015 года