Волшебную сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» вот уже два века читают-перечитывают детям разных стран. Особенно в рождественские дни. А после того как в 1892 году П.И. Чайковский написал балет «Щелкунчик» и он был поставлен на сцене Мариинского театра, с которой не сходит до сих пор (!), его завораживающая музыка стала непременным символом новогодних праздников в нашей стране.

Ставропольский краевой театр оперетты в Пятигорске уже не впервые радует этой чудесной классикой детвору, приглашая их на музыкальную сказку «Щелкунчик». И в новой версии режиссер Инна Хачатурова вложила в свою постановку столько оригинальных находок, световых эффектов, а игру артистов сумела сделать такой непосредственной, что маленькие зрители, которых, несмотря на возраст, трудно обмануть, поверили в реальность происходящего на сцене!

Казалось бы, почему при обилии книг, фильмов, сказок на модных планшетах с их безграничными возможностями превращений и эффектов детей так влечет в театр? Да просто на сцене живые люди, звери и даже игрушки легко, искренне, весело разговаривают с ними. В театре есть душа, здесь ощущается живое дыхание. А еще музыка, прекрасная, захватывающая, проникающая прямо в маленькие сердца. И по-настоящему красивые танцы, любимые детьми не меньше взрослых. Кажется, в этой сказке-балете танцы не прекращаются ни на минуту, завораживая зал: в этом главная заслуга, конечно, балетмейстера-постановщика почетного деятеля искусств Ставропольского края Татьяны Шабановой.

Волшебными превращениями наполнен весь спектакль. Вот по зрительному залу со всех сторон и даже между рядами кресел сбегаются на сцену сверкающие глазами черные мыши (их задорно играют студенты музыкального колледжа им. Сафонова, а также дети артистов театра). Они спешат на помощь своему принцу, сражающемуся с Щелкунчиком – новогодней игрушкой, ожившей силой сочувствия и любви девочки Мари. Злой королевой Мышильдой принц этой страны превращен в щелкающую орехи игрушку, и снять эти чары можно, только завладев мышиной короной. В убедительно поставленном со световыми эффектами нешуточном бою побеждают добрые игрушки, Щелкунчик снова становится принцем, а король и королева благословляют его и Мари, ставшую принцессой.

Стоит заметить, что художественный руководитель театра оперетты заслуженный работник культуры России Светлана Калинская попала в самую точку, когда снова позвала из Люксембурга режиссера-сказочницу Инну Хачатурову, хорошо знакомую нашему зрителю по прежним своим работам в Пятигорске. Уж она-то знает, поставив на этой сцене не один спектакль, и не только детский, возможности всех артистов труппы. По два актера в каждой роли спектакля создают образы яркие, свое-образные. Девочка Мари в исполнении Натальи Тысячной – самоотверженная, смелая, убедительно сыгранная. А для Анны Чекрыгиной это первая серьезная роль. Юная артистка нехватку опыта компенсировала игрой «от сердца», и ее пылкой, порывистой Мари тоже веришь. Щелкунчик в исполнении Евгения Бережко и Вячеслава Ткаченко имеет неизменный успех у детей. А вот Мышильду, королеву мышей, поверженную Щелкунчиком, они дружно отвергли, уж больно отрицательный персонаж! При этом у балетмейстера-постановщика Оксаны Клименко коварная Мышильда – грозно рычащее существо, голос которого усиливается отражающимся эхом. А лауреат международных конкурсов Ольга Шиманская в этой же роли изобразила иезуитски вкрадчивую королеву-иностранку с выраженным немецким акцентом. Так же презираем был ее сын Принц мышей, очень убедительно исполненный Дмитрием Патровым и Олегом Колесниковым.

И как апофеоз действие украшают поистине сказочные танцы снежинок, вальс цветов, дворцовый бал… И все под музыку Чайковского, которая и сама по себе наслаждение.

Органично вписавшиеся в ткань спектакля и столь любимые детворой световые и шумовые эффекты подготовил Антон Васютин – режиссер по звуку и свету, а декорации по эскизам краснодарского художника Владимира Пермякова и костюмы выполнены под руководством Инны Августинович.

Моей соседкой в зрительном зале оказалась пятилетняя москвичка Лиза. Девочка уже в таком юном возрасте занимается пластикой, а балет ее просто завораживает: она как будто повторяла руками танцевальные движения артистов на сцене. Думаю, это были минуты, когда ее сердце наполнялось добром и чудом. Известный искусствовед Святослав Бэлза как-то сказал: «Прочитанные книги и полюбившаяся музыка, заложенные в душу в детстве, оказывают большее влияние на судьбу человека, чем в его оставшиеся годы». Знаю по себе: сказки детства я помню и сегодня.