Волшебную сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» вот уже два века читают-перечитывают детям разных стран. Особенно в рождественские дни. А после того как в 1892 году П.И. Чайковский написал балет «Щелкунчик» и он был поставлен на сцене Мариинского театра, с которой не сходит до сих пор (!), его завораживающая музыка стала непременным символом новогодних праздников в нашей стране.

Балет «Щелкунчик» на сцене Пятигорского театра оперетты

Балет «Щелкунчик» на сцене Пятигорского театра оперетты

Балет «Щелкунчик» на сцене Пятигорского театра оперетты

Балет «Щелкунчик» на сцене Пятигорского театра оперетты

Ставропольский краевой театр оперетты в Пятигорске уже не впервые радует этой чудесной классикой детвору, приглашая их на музыкальную сказку «Щелкунчик». И в новой версии режиссер Инна Хачатурова вложила в свою постановку столько оригинальных находок, световых эффектов, а игру артистов сумела сделать такой непосредственной, что маленькие зрители, которых, несмотря на возраст, трудно обмануть, поверили в реальность происходящего на сцене!

Казалось бы, почему при обилии книг, фильмов, сказок на модных планшетах с их безграничными возможностями превращений и эффектов детей так влечет в театр? Да просто на сцене живые люди, звери и даже игрушки легко, искренне, весело разговаривают с ними. В театре есть душа, здесь ощущается живое дыхание. А еще музыка, прекрасная, захватывающая, проникающая прямо в маленькие сердца. И по-настоящему красивые танцы, любимые детьми не меньше взрослых. Кажется, в этой сказке-балете танцы не прекращаются ни на минуту, завораживая зал: в этом главная заслуга, конечно, балетмейстера-постановщика почетного деятеля искусств Ставропольского края Татьяны Шабановой.

Волшебными превращениями наполнен весь спектакль. Вот по зрительному залу со всех сторон и даже между рядами кресел сбегаются на сцену сверкающие глазами черные мыши (их задорно играют студенты музыкального колледжа им. Сафонова, а также дети артистов театра). Они спешат на помощь своему принцу, сражающемуся с Щелкунчиком – новогодней игрушкой, ожившей силой сочувствия и любви девочки Мари. Злой королевой Мышильдой принц этой страны превращен в щелкающую орехи игрушку, и снять эти чары можно, только завладев мышиной короной. В убедительно поставленном со световыми эффектами нешуточном бою побеждают добрые игрушки, Щелкунчик снова становится принцем, а король и королева благословляют его и Мари, ставшую принцессой.

Стоит заметить, что художественный руководитель театра оперетты заслуженный работник культуры России Светлана Калинская попала в самую точку, когда снова позвала из Люксембурга режиссера-сказочницу Инну Хачатурову, хорошо знакомую нашему зрителю по прежним своим работам в Пятигорске. Уж она-то знает, поставив на этой сцене не один спектакль, и не только детский, возможности всех артистов труппы. По два актера в каждой роли спектакля создают образы яркие, свое-образные. Девочка Мари в исполнении Натальи Тысячной – самоотверженная, смелая, убедительно сыгранная. А для Анны Чекрыгиной это первая серьезная роль. Юная артистка нехватку опыта компенсировала игрой «от сердца», и ее пылкой, порывистой Мари тоже веришь. Щелкунчик в исполнении Евгения Бережко и Вячеслава Ткаченко имеет неизменный успех у детей. А вот Мышильду, королеву мышей, поверженную Щелкунчиком, они дружно отвергли, уж больно отрицательный персонаж! При этом у балетмейстера-постановщика Оксаны Клименко коварная Мышильда – грозно рычащее существо, голос которого усиливается отражающимся эхом. А лауреат международных конкурсов Ольга Шиманская в этой же роли изобразила иезуитски вкрадчивую королеву-иностранку с выраженным немецким акцентом. Так же презираем был ее сын Принц мышей, очень убедительно исполненный Дмитрием Патровым и Олегом Колесниковым.

И как апофеоз действие украшают поистине сказочные танцы снежинок, вальс цветов, дворцовый бал… И все под музыку Чайковского, которая и сама по себе наслаждение.

Органично вписавшиеся в ткань спектакля и столь любимые детворой световые и шумовые эффекты подготовил Антон Васютин – режиссер по звуку и свету, а декорации по эскизам краснодарского художника Владимира Пермякова и костюмы выполнены под руководством Инны Августинович.

Моей соседкой в зрительном зале оказалась пятилетняя москвичка Лиза. Девочка уже в таком юном возрасте занимается пластикой, а балет ее просто завораживает: она как будто повторяла руками танцевальные движения артистов на сцене. Думаю, это были минуты, когда ее сердце наполнялось добром и чудом. Известный искусствовед Святослав Бэлза как-то сказал: «Прочитанные книги и полюбившаяся музыка, заложенные в душу в детстве, оказывают большее влияние на судьбу человека, чем в его оставшиеся годы». Знаю по себе: сказки детства я помню и сегодня.