08:30, 10 декабря 2014 года

Архиепископ Феофилакт: Ставропольский край – русское сердце Северного Кавказа

- Пришло время для откровенного и убедительного разговора не просто о необходимости сохранении нашей национальной культуры, а о том, что мы сами для этого делаем, – пояснил журналистам цель своего визита Владыка Феофилакт. – Сегодняшнее общение – это площадка для открытой общественной дискуссии, для того, чтобы услышать друг друга. Мы полагаем открыть общественную дискуссию по очень важному и значимому вопросу.

Архиепископ напомнил, что совсем недавно в Москве, а затем и в Ставрополе были проведены уже ставшие традиционными Русские народные соборы. Владыка Феофилакт признался:

- Именно после Ставропольского собора у меня родилась мысль, основу которой я положил в название нашей нынешней встречи «Ставропольский край – русское сердце Северного Кавказа». В наше время мы получаем колоссальное количество вызовов: как внешних, так и внутренних. Человек всегда сталкивается с выбором – он и есть проявление свободы, которая у нас есть. Это касается нравственного, политического, социального и национального выбора. Во всем мы свободны. Но наша свобода не является самоцелью, а лишь инструментом нашей собственной жизни.

В сегодняшнем медийном пространстве мы слышим множество угроз по отношению к нашему государству и его субъектам, отдельным регионам. Все это мы не раз проходили в прошлом. Но и тогда, и теперь самым важным остается наша собственная самоидентификация: кто мы и за что мы боремся?

К большому сожалению, за достаточно долгий период вопрос национального самоосознания не имел широкой поддержки. В послереволюционные годы большая империя была поделена на национальные регионы с выраженным национальным присутствием. От этого разделения больше всего пострадал и страдает русский народ. Русскому этносу более всего пришлось столкнуться с тем, что его собственное национальное самовыражение было крайне ограничено. Все это очень глубоко сказалось на нашем национальном самосознании. В конце – концов оно выразилось в том, что сегодня понятие «русский» чаще относится не к какому – то этносу, а к территории, на которой мы живем. Как однажды сказал наш классик: за рубежом я – русский; в Советском Союзе – дагестанец; а в Дагестане – аварец. И ныне понятие «русский» чаще всего относится к территории, на которой мы живем.

Современные глобальные вызовы говорят нам о том, что основой личности является возможность самовыражения, самоудовлетворения. И, мол, не важно, где оно происходит. Но это глубокая и очень печальная национальная трагедия, потому что не может быть ощущения Родины, без четкого понимания родительского дома, родительских могил, своей родной улицы, родной школы.

Здесь, на Северном Кавказе, очень часто наши переживания связаны с тем, что нам страшно за свое будущее и за будущее наших детей. Но при этом я хотел бы вместе с вами задаться вопросом: «А что мы делаем для этого будущего?» Совершенно несправедливо полагать, что об этом должны заботиться только государственные чиновники, что должна быть выработана определенная концепция, которой все мы должны следовать.

Тогда мы лишаем себя своей свободы, тогда мы семимильными шагами приближаем диктатуру. А диктатура в истории нашего Отечества уже была.

Выбор должен быть за каждым из нас.

После вдохновенного вступительного слова Архиепископа Владыка Феофилакт и глава администрации города – курорта Кисловодска, как и обещали, ответили на множество вопросов из зала. Отвечали искренне, без утайки. Но поскольку в зале почти сплошь присутствовало местное начальство различного ранга, то и вопросы, в основном, возникали обтекаемые, «политкорректные» (как бы высокого гостя ни обидеть). И только на выходе и местного «Белого дома» все чаще и чаще возникали жесткие, бескомпромиссные перепалки: и советскую атеистическую пропаганду добром поминали, и о несовместимости современного научного знания с проповедями местных священнослужителей говорили, и о том, что у старшеклассников и без того «крышу сносит», а тут им еще религию навязывают.

Словом, вопросов осталось гораздо больше, чем было получено ответов. Надежду поговорить начистоту вселяет обещание Владыки Феофилакта:

- Я хотел бы, чтобы такие встречи были постоянными не только в нашем любимом городе – курорте Кисловодске, а во всем нашем регионе.