06:53, 3 декабря 2014 года

Как работал нотариат в Буденновске в годы Великой Отечественной войны

Для Людмилы Ищенко, нотариуса из Буденновска, таким открытием стали документы, которые хранятся в архиве Буденновской государственной нотариальной конторы за 1943 - 1944 годы.

- Сохранившиеся документы, - говорит она, - это всего два небольших тома (каждый чуть больше ста страниц), но когда подумаешь, что они были написаны, когда до Победы было еще так далеко, то понимаешь истинную цену каждого написанного слова.

Буденновск освободили от немецких оккупантов в январе 1943 года, а нотариальные действия начались уже через 1,5 - 2 месяца.

Приводят в трепет пожелтевшие листочки - «Договоры отчуждения домовладений», написанные от руки, разными чернилами, разными почерками, но грамотно, практически без ошибок. Больше всего договоров купли-продажи. Чтобы произвести это нехитрое действие, продавцу в обязательном порядке нужно было обратиться в горкоммунхоз с просьбой разрешить продажу дома и указать причину.

Вот несколько цитат из заявлений. «Продаю ввиду того, что нужна одежда, продукты на зиму и уезжаю учиться», 10 августа 1944 года. «Прошу дать мне разрешение на продажу собственного дома, так как не имею средств для существования. Прошу не отказать», 4 сентября 1944 года. «Прошу вашего разрешения о наложении печати на право продажи дома, так как с 1943 года я осталась без родных и близких, не имею ни сестер, ни братьев. Ввиду того, что я уезжаю учиться и остро нуждаюсь в одежде и обуви. Нижеподписавшиеся граждане могут и подтверждают то, что после смерти родных я осталась одна. Прошу войти в мое положение и не отказывать в моей просьбе».

Чем же еще жили буденновцы той послевоенной поры? Вот удостоверен договор дарения дома мужем жене. Наверное, уходил на фронт и решил проблемы будущей жизни семьи, если вдруг не вернется.

В 1944 году документов для оформления сделок стало больше. Например, появляются сводные оценочные акты, выдаваемые бюро технической инвентаризации. В них указывались восстановительная и действительная стоимость как жилого дома, так и построек (сараев). Заметно расширился круг нотариально удостоверенных договоров, заключались договоры подряда на проведение различных работ, на продажу животных: коров, телок, бычков, лошадей. Очень поразило меня соотношение цен на дома и животных. Телку или корову нельзя было купить за цену менее 5000 рублей, иногда цены доходили до 14000 рублей, в то же время дом в Буденновске можно было купить за 4000 - 5000 рублей. Видимо, причина в том, что корова считалась кормилицей, дававшей необходимые продукты питания, неоценимые в голодные военные годы.

Для регистрации нотариальных действий писали на том, что нашлось. Использовались даже журналы, предназначенные для сельского хозяйства, в которых есть графы прихода и расхода зерновых культур. В книги регистрации нотариальных действий для прочности были вклеены вырезки из газет. В основном это «Ставропольская правда».

…Вот я о чем думаю. Работа нотариуса - в первую очередь работа с людьми. И прежде чем оформить документ, нотариус невольно «проживает» ту или иную ситуацию вместе с пришедшими на прием посетителями. Сегодня, в мирное время, непросто бывает выслушивать и сопереживать боли людской. А каково было тогда?!

Для любого человека стремление к жизни - это главное, несмотря на все печали, беды, тяготы, лишения. И тогда, в военные и послевоенные годы, продавая или покупая имущество, чтобы учиться, купить одежду, создать семью, люди просто хотели жить дальше. И так будет всегда…

При содействии пресс-службы Ставропольской нотариальной палаты.
«Дома дешевле коровы»
Газета «Ставропольская правда»
3 декабря 2014 года