Любопытно наблюдать за зрителями во время этого спектакля. Как различна их реакция на происходящее на сцене! Люди старшего поколения не сводили ностальгических взглядов с артистов, рассказывающих о событиях середины прошлого века, которые они вспоминали как совсем недавние. А молодые зрители следили за ними с неподдельным любопытством: как это люди отказывались от совершенно бесплатных квартир в новых домах?

Не каждому из них, молодых, теперь уже понять, как можно было соседям в старом доме всю жизнь прожить одной семьей, собираясь в радостные дни за одним столом, а в трудных ситуациях подставляя плечо друг другу. Или помогать учиться первому в доме послевоенному ребенку, а потом, тридцать лет спустя, искать ему невесту. А когда пришло время этот дом снести и их дружную семью расселить, жильцы установили круглосуточное дежурство, чтобы эта несправедливость не могла случиться...

Новый спектакль Пятигорского краевого театра оперетты называется «Все начинается с любви». Ну конечно, как можно даже в битве за дом обойтись без любви? Правда, любви между молодым борцом за дом и девушкой-практиканткой, от которой зависит снос этого дома.

Театр, бывший когда-то музкомедией, решил тряхнуть стариной и поставить старую добрую советскую музыкальную комедию. Такое довольно смелое сегодня решение принял худсовет под руководством директора, художественного руководителя театра Светланы Калинской. Выбрали спектакль о памяти. Памяти поколений о дружбе и любви, памяти душевной теплоты – музыкальную комедию «Старые дома» с новым названием и слегка осовремененную. По сути, это лирическая комедия с музыкой композитора-песенника одессита Оскара Фельцмана, с текстом одесских кавээнщиков 70-х и стихами Роберта Рождественского, и потому этот город узнается и по пьесе, и по песням.

Приглашенный режиссер-постановщик спектакля (тоже одессит, в свое время имевший знакомство с композитором) Вячеслав Добровольский ставил спектакль, по его словам, «в расчете на опытных актеров, их яркую индивидуальность и способность сыграть в едином ансамбле с соцветием других артистов. А какая это школа для молодых!».

И опытные актеры не подвели. Спектакль стал для каждого из них небольшим бенефисом. Главные герои, конечно, – возмутители спокойствия: студентка-практикантка, не знающая сомнений Галя (Ирина Рудоман) и обожаемый всем домом ее жених Андрей (Николай Бондарев). Но что они могут против опыта, мудрости, основательности коренных жильцов! Мать Андрея Мария Ивановна (Галина Перерва), организовавшая обструкцию молодым, но и первой затем понявшая свою ошибку; старый моряк Захар Алексеевич (заслуженный артист России Алим Абалмасов), прятавший от всех ордера на новые квартиры; бывший актер Эрнест Борисович (заслуженный артист России Евгений Зайцев) и его жена Елизавета Семеновна (Зинаида Зайцева), для которых самое ужасное, что «там» соседей только в лифте и увидишь; старый сапожник Тимофей Кузьмич (заслуженный артист России Николай Смирнов), которому так удобно видеть из окон его подвала новомодную обувь... Все они вдруг прозревают, когда разговор заходит о будущем маленьком человеке ( «В этом доме можно заканчивать жизнь, но не начинать ее…»). В борьбу за дом включилось и среднее поколение – футболист Сеня Остапчук, всеобщий кумир (Алексей Яковлев), его жена Лена (лауреат международных конкурсов Ольга Шиманская) и даже их сын Стасик (ученик 6 класса Сережа Ванюшин), растащивший на металлолом бульдозер строителя Степана Сухорукова (Олег Колесников). И если молодые склонны решать проблемы сплеча, мудрецы покоряют притихший зал монологами, песнями-раздумьями. Таким раздумьем начинается пролог, где повзрослевший на 30 лет Андрей, стоящий в наши дни в сквере микрорайона на месте старого дома, ощущает тепло того жилища. А может, тот дом-памятник стоило сохранить вместе с теплом далекой неповторимой жизни, как и многие другие дома на улицах наших городорв? Оттого станет понятнее финальная песня-назидание:

Вот только б небоскребы не забыли,

Что там, где высятся они,

Счастливо жили радостные люди в стареньких домах!