06:31, 15 ноября 2014 года

Краевой реабилитационный центр «Орленок» – место, где можно рассчитывать на реальную помощь

На сегодняшний день в нашем регионе проживают 8707 семей, воспитывающих 9467 детей-инвалидов. На территории края функционируют 23 отделения при учреждениях социального обслуживания населения, два реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, одно образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение для инвалидов, два дома-интерната для умственно отсталых детей. Краевые власти уделяют большое внимание улучшению качества жизни этой категории населения, поэтому на финансирование учреждений для детей-инвалидов в текущем году из бюджета СК выделено более 89 млн рублей.

С заботой о подрастающем поколении

На живописных просторах у поселка Подкумок выросли небольшие белые домики. Сюда, в краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок», ежегодно спешат люди. Для многих это место стало фактически единственным пристанищем, где, оторвавшись от повседневных тревог, можно рассчитывать на реальную помощь.

Смотреть на пациентов центра тяжело. И вовсе не оттого, что они инвалиды. Просто понимаешь, что детство их проходит иначе… Диагнозы, приводящие в ужас родителей, – детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна...

Важно сказать, что «Орленок» принимает на реабилитацию детей-инвалидов со всех территорий Ставропольского края, предоставляя им комплекс социальных услуг. В прошлом году центр посетили более 300 инвалидов.

В «Орленок» приезжают дети, которые передвигаются самостоятельно или вообще не ходят, которые говорят, и те, кто за свою жизнь не сказал ни слова... Есть совсем маленькие, есть подростки, поэтому работа в отделениях строится таким образом, чтобы максимально развить способности каждого.

Специалисты учреждения вне зависимости от недуга ребенка точно знают, как увлечь маленького пациента, растормошить его и заинтересовать, а по сути – подарить детство. Заботой взрослых стала помощь детям.

Движение по новому пути

Это место под Кисловодском многие годы выбирали для отдыха подростки, семьи с детьми. Здесь можно забыть обо всем суетном и по-настоящему насладиться тишиной природы, вдохновиться красотой живописных холмов. Поэтому неудивительно, что в 1953 году в поселке Подкумок краевое руководство решило обустроить пионерский лагерь. Долгое время «Орленок» оставался любимым местом отдыха для многих поколений ставропольских школьников. Правда, позже его перепрофилировали. Учреждение получило статус краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья при министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, сохранив прежнее название «Орленок». Его первыми постоянными жителями стали дети из приюта села Архангельского Буденновского района.

– Что необходимо для развития реабилитационного центра? – размышляет его нынешний директор Сергей Кичаев. – Хорошее медицинское оборудование и четкая методика. На первых порах у нас ни того, ни другого не было. Помню, начинали работать на примитивном списанном оборудовании, которое нам любезно предоставил один из санаториев Кавказских Минеральных Вод. Сотрудники центра буквально на ощупь разрабатывали методики работы с инвалидами, следили за их состоянием и делали выводы. Сначала в «Орленке» шла работа по двум направлениям: осуществлялась реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (они как раз и жили на территории центра), и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (курсовое лечение). Это интересный опыт. Мы детей не делили ни в вопросах питания, ни в социальной реабилитации, ни в части использования лечебной базы. Более того, воспитанники приюта были нашими первыми помощниками в процессе адаптации пациентов.

В 2011 году центр претерпел новые изменения. Приют расформировали и целенаправленно уже занялись курсовой реабилитацией детей-инвалидов. Теперь в «Орленке» два стационарных отделения. В первом живут дети, не нуждающиеся в сопровождении родителей, во втором открыты палаты с говорящим названием «Мать и дитя».

Любить просто так

– Когда мы формировали теоретическую и практическую базы центра, то столкнулись с множеством вопросов, – продолжает разговор Сергей Кичаев. – Поэтому возникла вполне логичная мысль пригласить специалистов со всей России на конференцию. Такую встречу мы организовали, участие в ней приняли эксперты из 18 субъектов Федерации! В итоге выяснилось: мало людей занимаются лечением ДЦП и очень немногие по-настоящему разбираются в этом вопросе. С одной стороны, такой итог огорчил, а с другой, дал силы искать новые пути…

В основном в «Орленок» направляют детей, страдающих ДЦП. За относительно недолгий срок работы центра приобретенные знания и опыт позволили специалистам не только создать системный комплекс реабилитации, но и на основании полученных результатов по-иному взглянуть на детей.

– Меня учили, что диагноз ДЦП – это приговор. Когда мы начали заниматься этим вопросом, на чудесное исцеление своих подопечных особо не рассчитывали, – честно признался директор учреждения Сергей Кичаев.

Первая группа была экспериментальной, состояла из четырех семей. На территории «Орленка» они находились 24 дня (столько длится курс лечения), а когда пришло время подводить итоги, успехи были очевидны. Во время реабилитации происходили настоящие чудеса – кто-то из малышей робко, но пошел, кто-то заговорил.

– Мы стремимся к тому, чтобы эти дети имели возможность жить в обществе. Что касается медицины, я не могу гарантировать полного выздоровления от церебрального паралича, в этой болезни пока еще никто до конца не разобрался, – рассказывает мой собеседник.

Специалисты центра реабилитации утверждают, что никаких чудес они не совершают, просто создают идеальную среду для развития пациента. Здесь работают не кудесники, а вполне реальные дипломированные психологи, логопеды, врачи, педагоги.

– Главное – заниматься с ребенком, а такую роскошь, замечу, может позволить себе не каждая семья. Мы прекрасно понимаем, что в отдаленных сельских территориях нет ни логопеда, ни детского психолога. Зачастую мать остается один на один с ребенком, и тут уже речь идет не о реабилитации вообще, а о выживании. У нас родители оттаивают сердцем, начинают дружить семьями, поддерживать друг друга, делиться опытом. Они понимают, что не одни.

А что нужно ребенку-инвалиду? Чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, со всеми его проблемами и трудностями. Признать ребенка, установить с ним добрые отношения   – только в таком случае малыш окажется в лучшей для его развития среде. Эту мысль и стараются донести до мам и пап в «Орленке». Им также объясняют, что залог успешного лечения заключен в совместной работе специалистов, родителей и ребенка. Потому все усилия на протяжении курса реабилитации распределяются на три части. Грустно, но есть и такие семьи, в которых понимать это не хотят.

– К сожалению, некоторые мамаши считают: родить ребенка-инвалида, оставить его у себя – значит, уже совершить подвиг, а все остальное за них должно делать государство. Живут по формуле «все мне должны». Такие горе-родители приезжают в «Орленок» ради самих себя и долго здесь не задерживаются. Эта идеология ни к чему хорошему не приводит, – размышляет директор центра. – А между тем есть множество примеров, когда дети-инвалиды, которые получили достаточное количества внимания и любви, занимали достойное место в обществе.

Первые движения кистью

Чего удалось достичь? Например, в 2011 году в «Орленке» было открыто уже упомянутое выше отделение «Мать и дитя». Оно заслуживает особого внимания. Медицинские процедуры, полноценное питание, психологическая помощь, развитие творческих способностей в кружках, участие в коллективных творческих делах центра – это далеко не полный набор предоставляемых «орлятам» социальных услуг.

О родителях здесь тоже не забывают. Им оказывают психологическую помощь, иногда приводят в чувство и даже знакомят с собственным ребенком. Взрослые, находясь вдали от дома, хотят они того или нет, все свое внимание отдают детям. Как бы это парадоксально ни звучало, но именно здесь многие по-настоящему начинают любить своих чад, относиться к ним не как к тяжелой ноше, а как к настоящему счастью.

«Орленок» – это центр, где дети живут как в сказке. Здесь они не встретят унылых коридоров, строго обставленных кабинетов для занятий и равнодушных, а то и изумленных взглядов. Каждый специалист – друг и помощник.

… Любовь Гайдукова, заведующая отделением «Мать и дитя», аккуратно взяла с полки большую папку, в которой хранятся картинки воспитанников учреждения. Специалист с гордостью начала перелистывать страницу за страницей. Эти небрежные детские рисунки лучше любых отчетов свидетельствуют об успехах коллектива.

– Самые лучше работы, – с улыбкой пояснила она. – Их авторы раньше и карандаша в руках не могли держать, а теперь вот такое могут сотворить. Вы не представляете, сколько радости и счастья появляется у родителей, когда они видят, что их малыш научился рисовать! А еще на каждого пациента мы заводим дневник, где записываем даже самые маленькие их победы: с кем-то поздоровался, начал играть с детьми, сказал слово... В конце смены подводим итоги, даем рекомендации родителям. Если дома хоть немного с ребенком занимаются, то развитые в «Орленке» навыки сохраняются.

С Любовью Викторовной мы совершили небольшую экскурсию по учреждению, а заодно ближе познакомились с методами, которые помогают «оживить» организм ребенка.

Нужно сказать, что комплексная реабилитация в «Орленке» включает в себя круглосуточный медицинский контроль, индивидуальную программу реабилитации, ежедневные занятия лечебной физкультурой, тренировку ходьбы в нейро-ортопедическом реабилитационном комбинезоне «Фаэтон», занятия на тренажерах, комплекс физиотерапевтических процедур, массаж, занятия с психологами, по социальной адаптации.

Идеальная среда

С самого утра в «Орленке» кипит работа. Мы зашли в отделение психолого-педагогической помощи   – самое любимое место препровождения жителей центра. Здесь создана идеальная среда для детского восприятия. Каждая комната отделения по-своему интересна. Например, в центральном большом и просторном зале проходят групповые и индивидуальные тренинги. В этом уютном пространстве малышей ждет множество игрушек, развивающих игр. Отсюда же можно попасть в кабинеты психолога, логопеда, ароматерапии, сенсорные комнаты…

– В своей работе мы используем методы арт-терапии, песочной терапии, цветотерапии, игротерапии, сказкотерапии, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного состояния, раскрытие творческих способностей, коммуникативных навыков, развитие крупной и мелкой моторики, – пояснила заведующая отделением Ирина Коновалова. – Ребенок сам выбирает вид деятельности, а мы стараемся подогреть его интерес.

Именно в отделении психолого-педагогической помощи дети впервые берут в руки карандаш и кисти, самостоятельно делают первые шаги, начинают говорить и улыбаться, становятся более самостоятельными, активными, общительными. Здесь они впервые испытывают чувство симпатии друг к другу и приобретают друзей.

– Мы точно знаем, что работаем не напрасно, – подхватывает разговор педагог-психолог Инна Трофимова. – Недавно ребенок с задержкой речевого развития заговорил. Первое его слово было «Оля» – это имя психолога.

Важно, что творчество позволяет наладить отношения внутри семьи. Благодаря совместным занятиям ребенок по-настоящему начинает дружить с родителями, а родители с ним. Например, во время тренинга «Стеклянный мольберт» психолог задает группе определенную тему. Родитель и ребенок располагаются по разные стороны мольберта-стекла и начинают рисовать одну картину. С особым интересом дети в своем творчестве используют пальчиковые краски. Как объяснили педагоги, для воспитанников кисть руки имеет особое значение. Хотя бы частичное овладение ею ведет к серьезному успеху в общей реабилитации.

Долго можно говорить и о той работе, которая проводится в комнате логопеда. Если коротко, то после курса занятий со специалистом 20% детей начинают произносить звуки, 50% улучшают речевые навыки, 10% увеличивают словарный запас.

Богатая медицинская база позволяет «орлятам» улучшить состояние здоровья. С 2012 года в реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями ДЦП, при повреждениях позвоночника и спинного мозга, заболеваниях костно-мышечной системы, сколиозе, нарушениях осанки и других заболеваниях широко используются нейро-ортопедические костюмы «Фаэтон». В результате чего у детей укрепляются ослабленные мышцы, происходит координация движений и равновесия, закрепляются навыки самостоятельного стояния и ходьбы. Ежегодно специалистами центра разрабатываются и новые методики реабилитации. Так, в 2013 году на базе учреждения начали проводить лечебную физкультуру с применением вертикализатора. Вспомогательное устройство позволяет детям с ограниченными возможностями без страха принимать вертикальное положение.

В программу медико-социальной реабилитации также включено немало современных средств. Есть пневмокостюм «Атлант», аппараты физиотерапии, тренажеры, «сухой» бассейн, гимнастические стенки, опоры для стояния и ходьбы. Создана система немедикаментозной реабилитации детей, включающая физиопроцедуры, различные виды массажа, грязелечение, бальнеолечение.

За первое полугодие этого года у 95% посетителей «Орленка» отмечено улучшение функционального состояния организма, у 80% устранены речевые и коммуникативные патологии, 21% научились самостоятельно обслуживать себя, у 22% появилась психологическая готовность к посещению дошкольных образовательных организаций, у 25% – к обучению в специализированном образовательном учреждении.

Чтобы попасть на реабилитацию в «Орленок», родителям необходимо обратиться в управление труда и социальной защиты по месту жительства.

* * *

В заключение материала позволю себе опровергнуть существующее мнение о том, что судьба человека кем-то предопределена и всегда диктует свой план, стратегию и образ жизни, что никогда и никуда уже не свернешь с уготованной колеи. Хочется верить, что жизнь этих детей, пусть еще недавно начавшаяся, будет опровержением такой позиции и такого мировосприятия, что на их лицах не останется печати, свидетельствующей о когда-то возникших проблемах со здоровьем.

«Жить не ради себя»
Газета «Ставропольская правда»
15 ноября 2014 года