А «виноват» он - Михаил Юрьевич

«Герой нашего времени» - легендарное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова - в той или иной мере известно каждому мыслящему россиянину и несметному числу читателей за пределами России.

«Герой нашего времени» изучается в старших классах. Я же ознакомился с данным произведением, будучи учеником третьего класса. Благодаря маме Прасковье Захаровне читать начал лет с пяти и, без похвальбы, в этом деле далеко обошел своих одноклассников из Ивановской четырехлетки. Наша деревня Ивановка прильнула к железной дороге в тридцати километрах от города Саратова.

Книги я любил и люблю всю свою жизнь, в особенности русских классиков, в том числе и Лермонтова. И уже в солидных летах то и дело возвращаюсь к произведениям наших мудрецов.

В далеком детстве я любил общаться с ребятами, старшими по возрасту. Моим соседом был девятиклассник Витька Таратун, у которого я иногда был на побегушках. Приходилось носить от него и любовные записочки Верке Губиной, которая и слышать не хотела о конопатом Витьке и была влюблена в красивого мальчика, сына нашего директора школы Валерку Слотина.

Я очень переживал за Витьку, но в душе соглашался: Витька не пара Верке – она настоящая красавица, похожая на лермонтовскую княжну Мери, и непонятно, почему кочевряжился Валерка Слотин. На мой взгляд, Верка и Валерка в самый раз подходили друг к другу.

Троица училась и жила во время учебного года в большом поселке Фабрика, где был интернат для старшеклассников. Учились они в восьмом или девятом классе. На выходной приезжали в родную деревню.

Возвращая в очередной раз любовную записку Витьке, которую не приняла Верка, я впервые услышал от него негодующее: «Тоже мне Мери нашлась! Печорина ей подавай…».

Когда я услышал о Мери и Печорине во второй и третий раз, то поинтересовался у Витьки: «А кто это – Печорин и Мири?». «Мал еще, потом узнаешь, - ответил мне Витька, но, зная мое пристрастие к чтению книг, сжалился: - Печорин и Мери – герои романа Лермонтова «Герой нашего времени», недавно в школе проходили…».

С поэзией Лермонтова я был уже знаком и знал наизусть его стихи:  «Бородино»,  «Парус», «Смерть поэта», но впервые услышал от Витьки, что Михаил Юрьевич писал и прозу.

В школьной библиотеке я не замедлил отыскать тоненькую книжку Лермонтова «Герой нашего времени». Помню, она меня разочаровала своим видом. В моем представлении роман – это всегда солидно и толсто. Вместе с увесистым «кирпичом» - книгой Жюль Верна «Дети капитана Гранта» я выложил перед старой библиотекаршей Татьяной Ивановной и тонюсенький томик Лермонтова.

- «Герой нашего времени» тебе пока рановато читать, Володя, - строго заметила Татьяна Ивановна, отложив книжицу в сторону. – Не огорчайся – дойдет очередь и до нее…

Она была целомудренна, наша Татьяна Ивановна. Старая дева, синий чулок, никогда не выходила замуж и не имела детей. К нам, школьникам, Татьяна Ивановна относилась благожелательно, но и строго. Она вела четвертый класс, а библиотекарем работала по совместительству.

Одного не знала Татьяна Ивановна: чтобы удовлетворить свое книжное любопытство, я готов был на многое.

В свой следующий приход в библиотеку я попросту спер книжку «Герой нашего времени», засунув ее за пояс, благо той книжки было всего ничего.

И тут я совершил роковую ошибку. Не дождался окончания занятий и на уроке географии принялся за чтение.

Я так увлекся рассказом Максима Максимыча о Печорине и Бэле, устремив глаза под крышку парты, что потерял всякую осторожность.

Наша учительница Надежда Дмитриевна очень не любила, когда ее не слушали. Не слышал, как она подошла к моей «камчатке» - задней парте. И испуганно вскинул голову, когда Надежда Дмитриевна легонько постучала указкой по моей буйной голове.

Книга тут же оказалась в руках учительницы.

- Володя, похвально, что ты опережаешь школьную программу по литературе, - посмотрела она на обложку, - но сейчас у нас урок географии и тема «Части света». Можешь назвать шесть частей света нашей планеты?

- Могу…

- Неужели Татьяна Ивановна дала тебе «Героя нашего времени»? – вопросительно посмотрела на меня Надежда Дмитриевна.

Я чувствовал, что предательски краснею и немею от стыда. И, конечно, учительница все поняла:

- Украл?!

Но я онемел.

Потом состоялось коллективное разбирательство моего поступка, и надо же, накануне приема нашего класса в пионеры. Мое «дело» отложили на потом. Хуже того, временно отлучили от библиотеки. Милая Надежда Дмитриевна, наверное, пожалела, что предала дело огласке. Она было вступилась за меня, но было поздно. Директор школы Иван Иванович был очень строг.

О своих горестях я рассказал Витьке, и тот удивился:

- Чудик, да сказал бы мне!

На следующий выходной Витька привез мне точно такую же книжку «Герой нашего времени», какую я спер в своей библиотеке.

Я буквально проглотил роман Лермонтова. Мне полюбились герои книги, в особенности рассудительный и мужественный Максим Максимыч. И не раз я возвращался к персонажам лермонтовского романа, вспоминая и мое отлучение от школьной библиотеки, и поздний прием в пионеры. А виноват он – Михаил Юрьевич.

Кстати, Витька Таратун вырос до директора огромного металлургического завода, который и приватизировал в лихие девяностые. Стал очень богатым человеком.

«Мери» - Верка Губина была несчастна в любви, как и настоящая Мери в любви к Печорину. Она несколько раз неудачно выходила замуж, растеряла свою необыкновенную красоту и рано умерла от неизлечимой болезни.

«Печорин» - Валерка Слотин, несмотря на строгое воспитание в учительской семье, не смог одолеть превратностей судьбы, спился и кончил жизнь на зоне за какое-то мелкое воровство.

Владимир МАЛЯРОВ
«А «виноват» он - Михаил Юрьевич»
Газета «Ставропольская правда»
14 октября 2014 года