15 октября - 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

Оказавшись здесь, на перекрестке цивилизаций и культур, в водовороте событий, в самом пекле разгоравшейся Кавказской войны, он сердцем своим воспринимал Кавказ уже как исторически неотъемлемую часть великой державы. В сражающихся горцах видел носителей «духа рыцарства и вольности», что роднило поэта с окружавшей его здесь природной аурой, а товарищей своих по оружию, опальных представителей русской культуры и ссыльных участников декабрьского восстания 1825 года, считал цветом российской интеллигенции. Все, что успел создать Лермонтов за свою жизнь, драматичную и яркую, невероятно короткую по земным меркам, было подвигом во имя Оте­чества и свободы, а сам жизненный путь - примером жертвенного, бескорыстного служения России.

Он обладал необъяснимой притягательной внутренней силой, острым умом, непредсказуемым, сложным характером и неординарными, разносторонними способностями, что вызывало неподдельное восхищение одних современников, откровенное непонимание и неприятие других, безмерную любовь и глубокое почитание его таланта всех последующих поколений россиян. Как человек, наделенный свыше поэтическим и пророческим даром, следуя примеру своего величайшего предшественника Александра Сергеевича Пушкина, он под «белым парусом» поэзии пустился в одиночку навстречу скалистым берегам предначертанной ему судьбы.

Пребывая в постоянных странствиях и непрерывном духовном поиске высшей истины, он переосмысливал свое предназначение и поднимался в поэтическом творчестве на недосягаемые высоты, с которых открывалось ему и прошлое, и будущее. И в этом стремительном творческом полете, особенно здесь, на Северном Кавказе и на Ставрополье, замышлялись и рождались его лучшие творения. Находясь проездом и на лечении в городе Ставрополе и на Кавказских Минеральных Водах, поэт с окружавших его людей, живших с ним по соседству и ходивших по тем же улицам, по которым ходим и мы с вами сегодня, буквально «списывал» образы и характеры литературных героев.

Именно в Ставрополе работал он над «Героем нашего времени» и над такими поэтическими шедеврами, как «Бородино», «Валерик», «Листок», и многими другими. К тому же именно М.Ю.  Лермонтов оказался первым живописцем, запечатлевшим на своих рисунках и полотнах виды станиц и городов Предкавказья, он исписал несколько альбомов с видами Ставрополя, изображая улицы, рощи, здания и проходивших мимо горожан. Это он оставил потомкам множество замечательных живописных свидетельств того, как выглядели, например, окрестности Пятигорска или горные аулы, знаменитые вершины и ущелья, военные крепости того времени. Это он открыл миру Кавказ. Уже потом появились знаменитые рассказы и повести

Л. Толстого, кавказские пейзажи Н. Ярошенко, стихи и живопись К. Хетагурова. А вначале была пейзажная, «кавказская» лирика Лермонтова, возвышенная и грустная, исторически достоверная и выстраданная, пройденная через сердце и душу поэта и художника.

Тема лермонтовского Ставрополя уже поднималась писателями и краеведами неоднократно. Однако еще предстоит открыть неизвестные сегодня широкой общественности «лермонтовские места» и многое сделать для увековечения памяти М.Ю. Лермонтова в самом краевом центре, где произошло столько знаменательных событий в его жизни, памятных встреч с известными представителями российской культуры и декабристами. Здесь у поэта оказалось больше друзей и единомышленников, нежели врагов. Отсюда для него начинался Кавказ, отсюда же он в мае 1841 года направился в Пятигорск навстречу своей трагической гибели.

Михаилу Юрьевичу Лермонтову – поэту, живописцу, творцу знаменитых шедевров, и сегодня притягивающих умы, современные мастера слова посвятили свои произведения, которые неувядаемыми цветами памяти и неиссякаемой народной любви сплетаются в единый венок величайшему российскому гению в честь его славного двухсотлетнего юбилея.

(Соб. инф.).
««Венок творца, венок терновый»»
Газета «Ставропольская правда»
14 октября 2014 года