06:20, 24 сентября 2014 года

Игромания: когда следует выключить компьютер?

О, сколько нам открытий чудных постоянно готовят разработчики компьютерных игр.

Воинствующим подросткам покровительствует бог войны Арес, остальные же довольствуются обществом Лиссы (в древнегреческой мифологии божество, персонификация бешенства и безумия). Безумие – это одно из немногих слов, которое приходит на ум, когда речь заходит о зависимости от виртуальной реальности, которой в современном мире подвержено невероятное количество подростков. В группу риска попадают любители, проводящие за компьютером по 6-8 часов в сутки, и речь здесь идет не о временном увлечении, а о самой настоящей зависимости. Если кого-то смущают цифры, можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел. Среди моих знакомых, играющих в игры, есть молодые люди, которые спят часов по пять в сутки. В остальное время они играют или общаются с друзьями в социальных сетях. Самым популярным ответом на вопрос «Что ты делал этим летом?» является одно-единственное слово: «Дота» (компьютерная игра). Коротко и ясно, во всяком случае, для молодежи.

Сервис цифрового распространения компьютерных игр Steam дает возможность проследить за количеством времени, которое игрок тратит на виртуальную реальность. За год у игрока «N» (реальный человек) счетчик отмерил 1500 часов, проведенных в игре Dota 2, и около 1000 – в остальных онлайн-играх. В итоге получается, что молодой человек за год провел в виртуальной реальности больше трех месяцев. И речь здесь идет далеко не о самом заядлом игроке! Если кто-то не доверяет автору, пусть убедится сам, просмотрев Steam-профили игроков, находящихся в открытом доступе в Интернете.

Тем временем ученые, как всегда, бьют тревогу, родители безуспешно пытаются выгнать во двор свое чадо, чтобы оно хоть немного побегало и подышало свежим воздухом, а жены подают документы на развод, потому что их мужья каждую ночь бегают, стреляют, воюют, истошно сообщая кому-то неизвестному, что он «рак» (жаргонное название игрока, не умеющего играть). Кто-то «мансует» (уходит от атаки врага), кто-то «дно» (человек, портящий игру своим ужасающим неумением играть). Понять молодых людей достаточно сложно, потому что игровые жаргонизмы постепенно из виртуального мира перебираются в мир реальный, где нет эльфов и троллей, прячущихся под старым мостом, но есть люди, попадающие под такие определения. И самое ужасное, что может произойти с выдающимся геймером, – это то, что в настоящем мире он может оказаться абсолютно не приспособленным к жизни.

В 2005 году в Корее умер от остановки сердца человек, который провел в компьютерной игре непрерывно более 50 часов, в 2007 году в Китае открылся летний реабилитационный лагерь для подростков, попавших в зависимость от компьютерных игр.

Изучив ряд статей и документальных фильмов, можно узнать, как действуют компьютерные игры на психику человека. Дело в том, что наш мозг и нервная система воспринимают игры как реальность. Страх быть пойманным монстром в темном лесу, боязнь упустить шанс взорвать дзот противника, стремление установить рекорд... Здесь молодой, растущий организм подстерегает не только опасность зависимости, но и приобретение болезней физических: ухудшение зрения, искривление позвоночника, гастриты, ожирение… От легких психических расстройств и очков в двенадцать лет до суицида из-за «смерти» героя или из-за того, что родители потеряли терпение и отобрали у ребенка компьютер.

Слово «игромания» говорит само за себя. И в данном вопросе важно знать, когда следует остановиться и выключить компьютер. Как ни банально звучит, но мера нужна во всем. Потому что грань, разделяющая временное увлечение и зависимость, крайне мала. Перешагнув эту черту, можно навсегда уйти от реальности. Биологическая задача человека заключается в нахождении партнера для продолжения рода. Создать семью, родить и вырастить ребенка – в этом компьютер не поможет.

Михаил ЧЕРНОВ, студент
«Нет троллей под старым мостом»
Газета «Ставропольская правда»
24 сентября 2014 года