06:03, 19 сентября 2014 года

Ставропольскому поэту Витиславу Ходареву исполнилось бы 75 лет

Витислав Ходарев был из числа тех художников слова, для которых «жизнь и поэзия – одно». Он обладал удивительной способностью отражать в судьбе лирического героя ход жизни народа, в образе-переживании запечатлевая прошлое и настоящее России, по-своему прозревая будущее. Память рода, духовные связи поколений, любовь к малой родине и Отечеству, тугие узлы противоречий нового времени – все это было для поэта источником глубоких раздумий и вдохновения.

Творчество Витислава Ходарева удивительно разнообразно: лирические стихотворения, поэмы, песни, а также прекрасные переводы, публицистика, собирание фольклора, народной мудрости. Выходец из терского казачества, Вити­слав Ходарев благодаря труду и редкостному чувству слова стал поистине его «полпредом» в нашей литературе, представил во всем поэтическом блеске его историю, духовный мир и культурные традиции.

Родина Витислава Ходарева – станица Зольская Кировского района, а детские и юношеские годы прошли в станице Лысогорской Георгиевского района. Малая родина – неиссякаемый источник его поэтического вдохновения, а символ малой родины – Лысая гора – для поэта всегда оставалась «звездой в окне – вечною, мерцающею детством». При этом единичное в его творчестве возводится в ранг всеобщего, конкретно-биографическое обретает статус общезначимого, характерного для его поколения. Так, поэт не мог промолчать, узнав, как четыре всеми забытых рефрижераторных вагона с останками российских солдат, погибших в Чечне в 1994-1996 годах, были обнаружены в промышленной зоне на окраине Грозного в 2000-м... И создал поистине пронзительное стихотворение «Четыре вагона». Такие стихи – это уже больше, чем факт творчества, это голос совести, голос самого народа, втянутого в жернова исторических потрясений и человеческих трагедий...

Свой собственный опыт он вынес из жизни поколения, голодное детство которого пришлось на годы войны, которое поднимало целину, участвовало в комсомольских стройках века. В одной из последних поэм - «Земной поклон» - поэт нашел удивительно емкий метафорический образ, вбирающий в себя воспоминания о тех тяжелых днях:

Вот память надо мной, как птица кружит.

Я здесь когда-то был пробит войной.

Был забинтован голодом и стужей...

«Дороги судьбы» Витислава Ходарева, следовавшие «дорогами России» («Дороги»), вели его по жизни: служба в ракетных войсках, покорение барханов в пустыне Каракумы, работа в прикаспийском Красноводске, где в 1966 году при областной газете «Знамя труда» Витислав Ходарев создал литературное объединение «Молодость», затем служба в МВД Туркменской ССР помощником капитана противопожарного корабля «Отважный» на Каспии... Вернувшись на Ставрополье в 1979 году, поэт окунулся в гущу общественно-литературной жизни. В городе Зеленокумске он создал литературное объединение «Юность» и более пяти лет руководил им. Литературные объединения «Молодость» и «Юность» помогли найти свое призвание четырем писателям и шестнадцати журналистам.

В те годы В. Ходарев получил высшее юридическое образование в Кубанском государственном университете и связал дальнейшую профессиональную жизнь с работой в органах МВД. Уже будучи подполковником внутренней службы, он создал уникальный музей истории милиции Ставропольского края, собрав более трех тысяч экспонатов. Будни и героические поступки людей, стоящих на охране общественного порядка, запечатлены не только в экспозициях, документах, артефактах музея, но и в песнях Ходарева, вошедших в сборник 1982 года «Я в милиции служу». На основе собранных исторических материалов поэт написал книги «При исполнении служебного долга», «Грани огня», поэму «Станица», песню «Воспоминание гор», посвященную подвигам милицейских горнострелковых отрядов, защищавших во время Великой Отечественной войны перевалы Кавказа.

На протяжении многих лет он собирал, составлял, создавал единственную в своем роде антологию устного народного творчества – «Станичные суеверия», обобщив опыт многих поколений южнороссийского казачества. Богатый материал взят из устных и письменных источников, из истории, фольклора, этнографии, мифологии терских и кубанских казаков. В преданиях и поверьях – в этих сгустках духовного и жизненного опыта видятся не тени прошлого, а бесценное наследие, несущее огромный воспитательный, нравственный и эстетический заряд. Языческое здесь тесно переплелось с традициями христианской, православной культуры.

С устным народным творчеством поэзия Витислава Ходарева связана прочно и органично. Лирическая стихия и песенный простор ощущаются во всех жанрах его художественных созданий. И не случайно поэт стал автором многих песен: «Поля Ставрополья», «Едут терцы-казаки», «Казачьи шали для любимых», «Вечеринка», «Отчий дом», «Казачья свадебная», «Разбросала судьба казаков по планете». А еще он остался в памяти создателем первого в истории «Духовного гимна казачества», благословленного Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Поэт был наделен редчайшим даром ощущать духовную высоту и слышать нравственную чистоту народного, песенного стиха. Фольклорное многоцветие и многозвучие буйствует в исторических поэмах Витислава Ходарева. Они составляют своего рода поэтический триптих: «Казачий круг», «Казачья любовь», «Казачьи сны». Каждый из его героев, как и сам поэт, мог бы сказать о себе:

Все из того, что с Россией случалось,

В сердце моем и доныне осталось.

Две его книги – «Слеза на ветру» и «Доброе эхо» – составили переводы лирики и поэм тридцати семи болгарских авторов. Они настолько оригинальны, что сохраняют яркие характерные приметы стиля самого В. Ходарева: метафоричность, ассоциативность, сопоставление или сближение временных пластов. А до «Слезы на ветру» он успешно занимался переводами на русский язык поэтов Литвы, Туркменистана, горских народов. Труд Витислава Ходарева по достоинству оценен в Болгарии: за красоту и высокую художественность переводов произведений болгарских поэтов он был удостоен Национальной литературной премии этой страны, носящей имя классика болгарской литературы Николы Фурнаджиева, а затем избран почетным членом Пазарджикской организации Союза писателей Болгарии.

С именем Витислава Ходарева связаны наиболее яркие страницы истории Ставропольской писательской организации постсоветского периода. При его непосредственном участии возобновились контакты с коллегами из Болгарии и Белоруссии. Тогда же В. Ходарев основал серию «Библиотека писателей Ставрополья для школьников. Писатель и эпоха. XX век», в которой вышли 42 книги ставропольских писателей разных лет. Трудно переоценить значение этой «Библиотеки» для развития литературного образования детей, для активизации работы учителей-словесников по региональному компоненту базисного учебного плана современной школы. В культуру нашего времени были возвращены имена многих почти забытых прозаиков, поэтов, переводчиков, публицистов.

Особая сфера общественной активности поэта – возрождение казачества на Юге России. Витислав Ходарев выступил с такой исторической инициативой и отдал этой работе немало сил, вовлекая в нее многих писателей края. В 1992 году он создал центр пропаганды истории и культуры казачества, где самоотверженно трудился много лет.

Другой наш известный земляк, писатель Владимир Гнеушев, справедливо говорил, что «поэзия Витислава Ходарева наполнена правдой, благородством и добротой, неподдельной честностью», - важнейшие критерии художественности! Искусство, отвечающее таким критериям, остается всегда современным, продолжает свою жизнь во времени.

Вячеслав ГОЛОВКО, доктор филологических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета
«Дороги его судьбы»
Газета «Ставропольская правда»
19 сентября 2014 года