06:17, 13 сентября 2014 года

Профессор Валентина Иванова о потенциале российского казачества

Мы живем в то время, когда уже созданы предпосылки для использования и развития потенциала казачества!

Это определение форм государственной службы казаков, введение казачьего реестра, развитие казачьего образования (система кадетских, профессиональных корпусов), реализация региональных программ по возрождению казачества и другие действия власти.

В последние годы в казачьей среде России произошли серьезные изменения, позволяющие рассматривать казачество как один из эффективных инструментов модернизации социально-экономической и политической жизни российского общества.

Известно, что осуществленные в последние годы «революции» в Ливии, Сирии и Украине в первую очередь опирались на заранее подготовленные с участием международного финансирования террористические группировки, обеспечивавшие деморализацию гражданского общества посредством дезинформации, угроз, грабежей и насилия, вплоть до убийств.

Как показала практика, оперативно дать отпор таким хорошо подготовленным и организованным криминальным и фашиствующим группам современное гражданское общество не способно по целому ряду обстоятельств.

В то же время реальным центром российского общества, способным быстро дать гражданский отпор «импорту революции» и поддержать здоровую инициативу граждан в деле защиты от террористов, является казачество. Это наглядно подтвердили события в Крыму, где казаки в сжатые сроки обеспечили охрану государственных органов власти и границ республики. Они совместно с отрядами самообороны не допустили прорыва бандформирований на территорию полуострова.

Роль казачества в проведении государственных интересов становится особенно важной в ситуациях, когда прямое применение государственных военных сил не представляется возможным по политическим соображениям.

Скорее всего, названные угрозы в ближайшее время будут нарастать. Соответственно, должна возрасти база казачества. Поэтому требуется расширять ряды казаков и подкрепить распространение казачьего духа среди населения. И государство, судя по его делам, это понимает.

Принят ряд важных решений по вопросам развития казачества. В том числе «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года», которая предполагает решение, в частности, следующих задач:

а) совершенствование механизма и создание экономических условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы;

б) развитие духовно-нрав­ст­венных основ, традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества;

в) повышение роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, в том числе с использованием потенциала казачьих кадетских корпусов и других казачьих образовательных организаций.

В качестве мер по поддержке экономического развития российского казачества стратегия предполагает:

а) содействие экономической активности казачьих обществ;

б) разработку и принятие мер по стимулированию, поддержке и развитию различных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами;

в) оказание казачьим обществам информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития экономических условий их деятельности, а также при осуществлении казачьими обществами сельскохозяйственного производства.

Известно, что основу традиционного хозяйственного и экономического уклада жизни казаков составляет сочетание частного и общинного хозяйства. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется, как правило, в индивидуальных хозяйствах, а земельными угодьями распоряжается казачье войско, которое выполняет функции согласования экономических интересов в рамках территории станицы. Все это позволяет считать казачьи сообщества потенциальными «точками роста» объемов продукции АПК, что особенно важно с точки зрения импортозамещения. Они обеспечат стабильное развитие регионов на основе сочетания традиций по сохранению и улучшению использования природно-ресурсного потенциала территории.

Представляется, что в основу стратегии экономического развития казачьей станицы должно быть положено казачье хозяйство устойчивого инновационного типа – как общинное, так и индивидуальное хозяйство, составляющие станичную экономическую сеть.

Кроме выполнения производственных функций общинные казачьи предприятия решают задачи по развитию инфраструктуры, в том числе социальной, охраны и поддержания экологии на территории общины, участвуют в выполнении государственных функций, принятых казачьей станицей.

По сути, предлагаемое развитие сельского хозяйства в регионах с преобладающим казачьим населением лежит в русле современных кластерных технологий, которые только начали внедряться в российский АПК.

Сейчас в РФ развиваются кооперативные образования. Нужно и в казачестве это развивать. Казачья община, как известно, одновременно выполняла ряд разнородных по своей природе функций: органа казачьего местного самоуправления; органа кооперации отдельных казачьих хозяйств; определенного звена организации исполнения государственной службы. Эта модель, адаптированная к условиям современного законодательства, уже применяется в ряде современных станиц (ст-ца Генераловка Омской области, ст-ца Галюгаевская Ставропольского края). На практике она выглядит следующим образом. Казачьи хозяйства, зарегистрированные в виде индивидуального предприятия, личного подсобного хозяйства и в других юридических формах, выступают учредителями некоммерческой организации или сельхозкооператива, который берет на себя реализацию ряда функций станичного уровня.

Возможность кооперации с малыми казачьими предприятиями и личными подсобными хозяйствами казаков позволяет планировать более масштабные проекты внедрения инновационных технологий. Это укрепит как казачьи индивидуальные хозяйства, так и само общинное казачье предприятие, казачью станицу!

Структурной основой модернизации и интенсификации воспроизводственного процесса является инфраструктура. При определении состава звеньев казачьей инфраструктуры АПК необходимо исходить из особенностей воспроизводственного процесса в АПК, текущего состояния уровня развития инфраструктуры, потребностей рыночного хозяйства и целевых индикаторов развития.

Элементы казачьей инфраструктуры АПК:

– формирование взаимодополняющих элементов инфраструктуры АПК в казачьих станицах для системного подхода к кооперации;

– производственные составляющие (индивидуальные казачьи хозяйства);

– сбытовые составляющие (логистические и торговые структуры казачьей ко­операции, казачьи рынки, ярмарки);

– финансовые составляющие (казачьи кредитные ко­оперативы и т. д.);

– научно-технические составляющие (агро- и технопарки и т. д.).

Экономическая самостоятельность и независимость казачьих хозяйств должна, несомненно, сочетаться с поддержкой их государством. В настоящее время существуют различные формы государственной поддержки индивидуальных казачьих хозяйств.

Это позволяет с уверенностью заявить, что казачество XXI века способно быть во всех сферах современным, эффективным, востребованным. На это и будем работать.

«Казачество XXI века»
Газета «Ставропольская правда»
13 сентября 2014 года