07:14, 30 июля 2014 года

Что будет с детскими домами, если всех сирот передадут в семьи

Подобных программ федерального, регионального уровней сегодня реализуется много. Их главная идея (можно даже сказать, идеология) – со временем передать в семьи всех без исключения российских сирот.

Но тогда какая судьба ожидает в будущем детские учреждения, где сегодня растут эти ребятишки? Закроются ли они впоследствии совсем? Или станут исполнять в системе образования какие-то новые функции?.. Дискуссии на эту тему сейчас ведутся в педагогическом сообществе.

Корреспондент «Ставропольской правды» встретилась с Антониной Остроуховой, директором санаторного детского дома № 12, что находится в Ставрополе. Предлагаем читателям их беседу.

– Антонина Ивановна, ваше учреждение только в прошлом году сумело найти замещающих родителей для 13 ребятишек. Замечательно, конечно. Но, говорят, в среде специалистов детских домов присутствует беспокойство – не лишатся ли они работы вовсе. Есть проблема?

- Во-первых, время, когда в России исчезнут учреждения для сирот, наступит еще не скоро. Маховик социального сиротства начал раскручиваться в девяностые. Если бы то внимание, которое государство и общество уделяют этому вопросу в настоящий момент, возникло тогда (или хотя бы лет 10 назад), проблема, наверное, так не обострилась бы. И решить ее «одним махом» не удастся. Хотя, вероятно, уже сейчас нужно закрывать какие-то невостребованные малочисленные детские дома.

Благодаря государственной поддержке, оказываемой сегодня замещающей семье, люди действительно стали забирать из детских домов сирот. Однако пока трудно устроить в семью ребенка-инвалида. Неохотно берут на воспитание подростков – большинство кандидатов в замещающие родители ищут в банке данных малыша. Есть сложности с ребятами из многодетных семей, которых по закону разлучать нельзя.

Так что учреждения для сирот существовать будут и в дальнейшем, и жизнь детей в них должна быть комфортной, осмысленной, чем-то напоминать семейную. В нашем детском доме, например, уже давно группы так и называются – «семья». В каждой по 6-8 ребят, живут они в трех-четырехкомнатных помещениях квартирного типа. Стараемся, чтобы в группе работали не более двух воспитателей, дабы у детей не создавалось эффекта постоянной смены взрослых. Малыши посещают близлежащие детские сады, старшие учатся в городских школах. Мы стремимся по возможности приблизить их жизнь к тому, как живут «домашние» дети. А по части досуга, дополнительного образования у наших ребят возможностей даже больше: в детдоме для них работают 14 кружков и секций, театр моды, театр драмы.

Тем не менее мы понимаем, что ребенку нужны папа и мама, которых не заменят лучшие воспитатели, многое делаем, чтобы эта детская мечта сбылась.

И здесь я перехожу ко второй части ответа на ваш вопрос, о будущем воспитательных учреждений и их специалистов.

В какой-то момент я поняла, что раз воспитанников у нас становится меньше, то детскому дому, всему коллективу его работников нужно искать новые формы работы, другие варианты востребованности.

Ими могут стать создаваемые на базе учреждений для сирот всевозможные центры сопровождения – постинтернатные, семейные, кризисные. Год назад мы при поддержке министерства образования и молодежной политики СК открыли у себя Ресурсный центр. Среди его целей – помощь воспитанникам и выпускникам детских домов, родителям и детям в замещающих семьях, содействие в преодолении различных семейных кризисов и многое другое.

Очень важная часть деятельности – создание новых эффективных технологий и методик работы, для чего на базе Ресурсного центра открыто пять научных лабораторий. За год ими издано 10 научно-методических пособий. Затронутые в них вопросы весьма актуальны: от исследования суицидального поведения в среде детей-сирот и способов противодействия ему до профориентации выпускников интернатных учреждений. Книги оказались востребованы не только на Ставрополье, но и в России, получили положительные отзывы известных ученых.

– А кто написал эти пособия?

- Наши педагоги, психологи – сотрудники лабораторий. Практически у всех у них по два высших образования, некоторые сейчас работают над диссертациями. Это, кстати, хороший способ для специалиста оставаться востребованным на рынке труда.

В структуре РЦ действует семейный центр по подготовке детей-сирот к жизни в приемной семье или к возвращению в их кровные семьи. Работает школа приемных родителей – теперь все будущие усыновители, опекуны, замещающие родители по закону обязаны посещать такие курсы.

– Этим летом вы открыли у себя также кризисный центр. Чем он занимается?

- Любая семья подвержена кризисам развития. Когда, например, родится ребенок и у супругов появляются новые роли. Или когда дети входят в подростковый возраст, который у большинства протекает очень бурно.

Свои кризисы есть у замещающей семьи, особенно в период адаптации взрослых и детей друг к другу.

В эти моменты семья нуждается в помощи. Открыв кризисный центр, мы дали объявление, что на его базе работают телефоны доверия – один для детей, другой для взрослых. И тут же начались звонки. В случае необходимости люди приходят к нашим психологам на прием.

Вот один только пример. У ребенка умерла мать, его взяли на воспитание супруги, которые были ее близкими друзьями. Пока мама была жива, мальчик к ним тепло относился. А когда ее не стало, все почему-то изменилось, с приемной матерью контакт не сложился. Наши специалисты за несколько встреч сумели помочь этой семье.

– Вы оказываете помощь только семьям с приемными детьми?

- Любым, где есть дети. Могу рассказать о другом случае. Родители обратились по поводу родной дочери – совершенно неуправляемого подростка. В ходе ее общения с психологом выяснилось, что поведение девочки – своеобразный бунт против родителей, которые уделяют ей мало внимания. Надеюсь, и здесь будет позитивный результат.

Мы работаем с отцами и матерями, которых хотят лишить родительских прав, если они к нам обращаются. И с теми, кто в этих правах хочет восстановиться.

Объем деятельности очень большой. В Ресурсном центре 12 специалистов. Но если нужно, подключаются и сотрудники детского дома.

…Все время, пока мы с Антониной Ивановной разговаривали, у нее в кабинете заливались телефоны. После одного звонка она попросила секретаря позвать Андрея.

Вошел подросток лет тринадцати. Директор сказала, что с ним хотят встретиться возможные приемные родители, спросила, согласен ли он. Мальчик кивнул, было видно, что он взволнован.

После ухода Андрея я спросила Антонину Ивановну, как это происходит – чужие друг другу люди, взрослые и ребенок, образуют семью?

Она ответила, что первым делом побеседует с кандидатами в родители сама. Обязательно похвалит за то, что выбрали в банке данных детей-сирот такого большого парня, с полностью сформированным характером. Все им о нем расскажет, познакомит с его медицинской картой, ничего не скрывая: люди должны сознавать меру ответственности, которую на себя берут.

Затем в процесс включатся психологи, социальные педагоги, медики. Примут ли друг друга ребенок и взрослые, они поймут. Если все сложится, новую семью (согласно заключенному договору) будут сопровождать специалисты Ресурсного центра из его тьюторского (службы сопровождения) отдела. В пределах края тьютор – с согласия замещающих родителей – может приехать в гости, посмотреть, как там живется бывшему детдомовцу. За пределами Ставрополья предполагается регулярное общение с семьей по скайпу.

Одним словом, современно мыслящий руководитель, подготовленные специалисты свое место в меняющейся жизни находят... С пользой для дела и самой жизни...

«Жизнь в эпоху перемен»
Газета «Ставропольская правда»
30 июля 2014 года