06:27, 29 июля 2014 года

Юрий Белый подвел итоги деятельности Думы Ставропольского края за полугодие

- Юрий Васильевич, какие принятые краевым парламентом за весен­не-­летнюю сессию законопроекты вы бы выделили из общего ряда по степени их значимости для жизни края?

- За этот период проведено семь заседаний Думы, на которых принято 78 краевых законов, в том числе 14 основных (базовых). Эти нормативные акты, затрагивающие все сферы общественно-политической и социально-экономической жизни Ставрополья, нацелены на совершенствование бюджетной, налоговой и социальной политики, государственного строительства и местного самоуправления в регионе. А в целом - на повышение качества жизни жителей края.

Одним из самых трудоемких и ответственных направлений работы краевого парламента, безусловно, является законотворческая деятельность, связанная с бюджетным процессом. Совместно с краевым правительством велась кропотливая работа над основным финансовым документом на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Журналисты, освещающие заседания Думы СК, помнят, что уже не один раз приходилось входить в бюджет-2014, вносить коррективы в действующий закон в связи с объективными обстоятельствами.

Важная веха развития нашего казачества - принятый депутатами Думы краевой Закон «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае». Он определяет направления государственной и иной службы казачества и требования, которые предъявляются к членам казачьих дружин. Устанавливает их права и обязанности, гарантии правовой и социальной защиты, регулирует вопросы финансирования данных казачьих формирований.

Закон «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности СК» устанавливает правовые основы управления и распоряжения госимуществом, полномочия органов госвласти Ставрополья в сфере имущественных отношений, регулирует особенности участия края в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, правила контроля за сохранностью и использованием по назначению объектов госсобственности.

В числе особо значимых для региона я также назвал бы Закон «О зонах муниципального развития в СК», оговаривающий меры государственной поддержки, предоставляемых его резидентам, и Закон «Об особо охраняемых природных территориях», которым определен перечень категорий особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения, режимы охраны вновь установленных категорий особо охраняемых природных территорий.

Приоритетным, как и в прошлые годы, остается блок социальных законов. Депутатам частенько приходится стоять перед дилеммой. Многим категориям населения необходимо помочь. А где взять средства? Дефицит бюджета, можно сказать, предельный. Думаем, советуемся с отраслевыми ведомствами, находим эффективные решения. Социальная защита населения - важнейший функционал государства.

- Понятно, что социальному блоку, несмотря на дефицитность бюджета, традиционно отдается предпочтение. Юрий Васильевич, каково ваше мнение, возможно ли выполнить все взятые в этой сфере обязательства? Не придется ли делать новые долги? Расходы социальной сферы растут, на региональный уровень передается все больше полномочий. Логично ли в связи с этим отказываться от ряда мероприятий по поддержке экономики, малого предпринимательства, аграрного сектора.

- Сохранение социальной направленности краевого бюджета - это объективная необходимость, если хотите. На финансирование перво-очередных расходных обязательств бюджета края (это заработная плата и повышение уровня оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетной сферы, социальные обязательства, расширение сети дошкольных учреждений, увеличение взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) в 2014 году запланировано более 70 процентов расходов краевого бюджета.

Возможно ли выполнить свои обязательства в этой сфере? Так вопрос не ставится. Мы ОБЯЗАНЫ это сделать!

Однако я не согласен с оценкой, что приходится отказываться от мероприятий по поддержке аграрного сектора. Сельское хозяйство остается стратегически важным для развития нашего края. Поэтому депутатский корпус настоял на дополнительном выделении средств в сумме 105 млн рублей для финансирования сельскохозяйственной отрасли. И более того, правительству края рекомендовано по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2014 года рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей.

Депутаты не намерены уменьшать расходы на поддержку экономики и малого предпринимательства. Но при этом мы согласны с мнением правительства края, что каждый бюджетный рубль, вложенный в экономику региона, должен приносить прибыль. Поэтому, прежде чем дать денег, надо подумать, насколько эффективным будет наше решение на выходе. Этот фактор обязательно учитывается.

– Большой резонанс вызвало совещание, прошедшее в Ставрополе под эгидой Генерального прокурора РФ Юрия Чайки. Ситуация в сфере ЖКХ аховая. В том числе, как считает высокий гость, в сфере нормотворчества. Какие законопроекты нужны на уровне региона, чтобы навести порядок в коммунальной отрасли?

- Да, в результате прокурорских проверок на территории СКФО зарегистрировано свыше 18 тысяч нарушений законодательства предприятиями ЖКХ. Они касаются низкого качества услуг, неправомерного использования средств, выделенных на реформирование отрасли, задолженности за поставленные ресурсы. Еще одна проблема – сокрытие информации о деятельности управляющих компаний. Требуется более жесткий муниципальный жилищный контроль. Только 13 из 330 муниципалитетов приняли необходимые для этого документы, в остальных находятся на стадии разработки. Край получил негативную оценку за провал реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это серьезный звонок. Фонд содействия реформированию ЖКХ даже намерен приостановить финансирование регионам, не выполняющим всех своих обязательств. Нельзя этого допустить. Ведь до 1 сентября 2017 года надо расселить всех проживающих в аварийном жилье.

Депутаты краевой Думы неоднократно поднимали вопросы тарифной политики в сфере ЖКХ. Также остро стоит проблема задолженности коммунальщиков, в том числе перед энергоснабжающими предприятиями. Вызывает тревогу степень изношенности сетей и оборудования у поставщиков тепловой и электроэнергии, которая достигает 40%. В связи с этим тревожит перспектива возможного банкротства предприятий отрасли. В то же время население ежегодно выплачивает коммунальные платежи предприятиям ЖКХ в сумме примерно 60 млрд рублей. Так на что тратятся эти деньги? Это вопрос не только к законодательной, но и к исполнительной власти.

Отношения между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с ним потребители коммунальных ресурсов заключают договор с ресурсоснабжающей организацией, где прописывают все стороны взаимоотношений. Им должны быть предусмотрены требования по информированию потребителей о состоянии расчетов за коммунальный ресурс хотя бы раз в месяц.

В этом же договоре прописываются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушения в предоставлении коммунальных услуг.

В Российской Федерации, к сожалению, есть примеры, когда в одном из муниципалитетов в платежку добавилось сразу два нуля, и люди буквально вышли на улицу, а выяснилось, что это просто сбой компьютерной программы. И конечно, это не должно быть безнаказанным.

Министерством строительства и ЖКХ РФ в конце января 2014 года в Правительство Российской Федерации внесен проект закона о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, где зафиксированы дополнительные меры по наказанию нерадивых поставщиков. Штраф в пользу потребителей за некачественную услугу предлагается 30% от среднего размера платы и за нарушение при расчете – 15% от неправильно рассчитанной платы. Это будет справедливо.

Сегодня в крае около 200 управляющих компаний, и к большинству имеются претензии как у жильцов многоквартирных домов, так и у органов власти. Федеральное законодательство не поспевает за быстро меняющимися реалиями и проблемами в отрасли ЖКХ. К сожалению, полномочий у краевой власти недостаточно, чтобы навести порядок в этом секторе, ведь большинство направлений реформирования в этой сфере регулируется федеральным законодательством. Поэтому мы активно участвуем в подготовке инициатив о внесении изменений в принятые федеральные законы. Но ведется активная законотворческая деятельность и на краевом уровне. Разрабатываются и принимаются законодательные акты, регулирующие деятельность ЖКХ в рамках компетенции краевой власти. Среди них краевые законы «Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля», «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края». И уже в текущем году в него будут оперативно внесены коррективы с учетом новых требований.

Конечно, мы работаем в контакте с общественностью, включая недавно созданную Общественную палату Ставропольского края. А также поддерживаем создание общественных организаций, нацеленных на наведение порядка в сфере ЖКХ. В их числе Ставропольская краевая общественная организация «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль» и региональный центр «ЖКХ Контроль».

– Парламентарии не раз говорили о решимости взять под контроль расходование средств краевого дорожного фонда. Каким образом собираетесь это сделать?

- Эта работа осуществляется постоянно. Наши депутаты – каждый на своем избирательном участке – держат все вопросы, связанные с дорожным строительством, под постоянным контролем.

Я лично неоднократно поднимал эту тему и на еженедельных планерках, и на заседаниях профильного комитета. Мы внимательно следим за формированием фонда и контролируем работу по администрированию транспортного и других налогов, предназначенных для его пополнения.

Хочу отметить, что наша работа заключается не только в контроле за распределением средств фонда, но и за реализацией намеченных планов и программ, поиске совместно с правительством края оптимальных решений по рациональному распределению его средств между региональными объектами и сельскими дорогами. Профильным комитетом Думы проведен ряд совещаний, направленных на защиту интересов муниципальных образований. Мной было инициировано сохранение всех видов субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство, ремонт, реконструкцию и содержание дорог местного значения, а также ремонт дворовых территорий. Благодаря настойчивости депутатского корпуса на эти цели в 2014 году направлено 1,4 млрд рублей. Регулярно в течение года депутаты выезжают в районы, чтобы на месте посмотреть, как строятся дороги. Если возникают вопросы по целевому использованию средств, привлекаем специалистов Контрольно-счетной палаты СК.

– Еще в прошлом году разразился скандал в связи с затягиванием работ по реконструкции объезда на улице Космонавтов в Ставрополе. В краевой же столице затягивается и выполнение работ по расширению проспекта Кулакова. Депутаты держат эти вопросы на контроле?

- Работы там начались в четвертом квартале прошлого года. И если бы не судебные тяжбы, может быть, и были бы продолжены. Однако подрядчик, проигравший тендер, обжаловал принятое решение в суде, в итоге дело застопорилось. Наверное, надо было сразу проводить повторный конкурс, чтобы не ждать, когда закончатся разбирательства в суде. Вот время и упустили. Но сегодня объект уже строится.

Реконструкция проспекта Кулакова ведется. Понятно, что вряд ли теперь уложатся в первоначально установленные сроки. Много времени требуется для прокладки коммуникаций и выполнения «прокола» под железной дорогой, ведущей на завод автоприцепов. Именно летом у дорожных строителей горячая пора. Надеемся, что оба объекта будут успешно достроены. Безусловно, депутаты следят за ходом реализации этих дорожных проектов.

– Какие законодательные изменения предстоят в сфере кадетского и казачьего образования?

- Кадетское образование – это система воспитания будущих патриотов и защитников Отечества, граждан сильной и крепкой России. Надо иметь в виду, что содержание одного кадета как минимум в полтора раза дешевле содержания ребенка в детском доме. А, как правило, одна треть кадетов – это сироты и дети из неблагополучных семей, которым кадетское образование дает возможность встать на правильный жизненный путь. В Ставропольском крае с 2010 года действует Закон СК «О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях». В рамках его реализации сегодня осуществляют свою деятельность два государственных образовательных учреждения начального профессионального образования в городе Михайловске и станице Григорополисской, муниципальное образовательное учреждение «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» в поселке Иноземцево и казачий кадетский корпус в городе Буденновске. В них обучается 550 кадетов.

Кроме того, более 4 тысяч казачат занимаются в казачьих кадетских классах, численность которых утроилась за последние два года.

В результате изучения региональной практики и в целях дальнейшего развития казачьего кадетского образования на Ставрополье подготовлены изменения в Закон «О кадетском образовании и кадетских образовательных организациях на территории Ставропольского края». Этот документ устанавливает общие принципы организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих кадетское образование, и направлен на создание условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Не снимается с повестки дня вопрос о строительстве федерального казачьего корпуса в городе Кисловодске на 400 человек. Необходимая проектно-сметная документация разработана за счет краевого бюджета, проведен отвод земельного участка.

– Не стоит забывать, что наш край первым испытал на себе, что такое теракт. И сегодня вопросы безопасности актуальны. Каков вклад законодателей в решение этой проблемы?

- Депутатский корпус участвует в решении вопросов безопасности во взаимодействии с правительством, правоохранительными органами, прокуратурой края, в том числе в рамках деятельности краевой антитеррористической комиссии, возглавляемой губернатором.

Одним из важнейших элементов выстраиваемой в крае системы антитеррористической защиты является реализация программ «Безопасный город (село)». Такие программы реализуются уже в 31 муниципальном образовании края. Совместно с краевым управлением ФСБ России готовим для передачи на федеральный уровень ряд законодательных инициатив в сфере безопасности. В частности, депутатами одобрен проект федерального закона, предусматривающий ужесточение ответственности за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Надо учитывать, что на Ставрополье проблемы безопасности тесно переплетены и с миграционными процессами. Большую часть трудовых мигрантов в крае составляют выходцы из государств Средней Азии, Турции. Совместно с краевыми управлениями ФСБ и ФМС России готовим законодательную инициативу по усилению мер миграционного контроля в отношении иностранных граждан, которые прибывают в край из стран ближнего и дальнего зарубежья, на территории которых формируются источники террористической угрозы и экстремизма.

В связи с произошедшими терактами в Волгограде и Пятигорске Думой края было подготовлено и направлено обращение в правительство края о принятии дополнительных мер по обеспечению антитеррористической защищенности края. Для этого сейчас организована работа по разработке комплексной системы безопасности Ставрополья, которая объединит в себе технические возможности программ «Безопасный город (село)» и других аналогичных систем, которые реализуются в регионе. Финансовые средства для разработки технического проекта такой системы были предусмотрены в краевом бюджете на 2014 год по инициативе депутатов Думы края.

– Квартиры ветеранам. В преддверии 70-летия Победы нашей страны в Великой Отечественной, к сожалению, не всем фронтовикам были выделены обещанные квадратные метры.

- Решение жилищного вопроса ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с указом Президента РФ. Деньги на эти цели выделяются из федерального бюджета. В очереди сейчас 132 ветерана войны. Для решения их жилищного вопроса необходимо 117 млн рублей. Проектом закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Ставрополью на текущий год предусмотрены средства в объеме 66,4 млн рублей, что позволит обеспечить жильем еще 74 ветерана войны. Жилищный вопрос оставшихся 58 ветеранов будет решаться в 2015 году. Мы рассчитываем, что к 70-летнему юбилею Победы все нуждающиеся обретут новое жилье.

– О том, что сельхозпродукция, особенно завозная, напичкана химией и разными добавками, знают все, но население ничего поделать с этим не может. На днях кубанские депутаты в первом чтении приняли Закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае». Аналогов подобного документа в России пока не существует. Ставрополье по своим природным особенностям тоже могло бы производить чистую продукцию и выгодно ее продавать.

- По нашим данным, Минсельхоз России разработал и направил на межведомственное согласование проект федерального закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции. Документ регламентирует сертификацию вышеупомянутых мной процессов.

Органическими, или экопродуктами, во всем мире считаются такие продукты, которые произведены на первозданной чистой земле, без использования химических удобрений и добавок, техногенных воздействий.

Но надо иметь в виду, что эти продукты питания будут стоить в десять раз дороже. Например, литр молока – 100 и более рублей, килограмм мяса – 1000 рублей и т.д. Ясно, что они будут востребованы малой частью населения края, с высоким уровнем доходов. Перед нами же сегодня стоит иная задача – за счет собственного производства в крае обеспечить полную потребность населения натуральным хлебом, молоком, картофелем, плодами, овощами, яйцом, мясом и рыбой по приемлемой цене для основной массы населения. Это важнее, чем гнаться за модой.

– В Совете Федерации был поднят вопрос о необходимости принятия федерального закона о Кавказских Минеральных Водах. Ваше мнение, Юрий Васильевич?

- Безусловно, такой закон нужен. КМВ – курорт федерального значения и нуждается в особой законодательной защите. В первую очередь этим документом необходимо предусмотреть государственную структуру, которая отвечала бы за стратегическое развитие региона и координировала на этом направлении деятельность всех ведомств и администраций городов-курортов. Чтобы эта деятельность была успешной, эту структуру необходимо наделить реальными полномочиями по управлению инвестиционными потоками, разработке планов застройки, сохранению природных лечебных ресурсов, развитию инфрастуктуры КМВ. Депутаты краевой Думы готовы подключиться. И конкретные предложения по разработке такого законопроекта у нас есть.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ, при содействии пресс-службы Думы СК
«Социальные законы остаются приоритетными»
Газета «Ставропольская правда»
29 июля 2014 года