06:51, 22 июля 2014 года

В Ставрополе несколько домов зависли над пропастью из-за ливней

Сильные проливные дожди в мае спровоцировали оползневые процессы в пойме реки Мутнянки, в результате чего расположенные рядом названные дома оказались над пропастью, от которой их отделяют каких-то два-три метра.

- Просыпаюсь среди ночи от страшного грохота, - рассказывает хозяйка дома № 92 Раиса Цемакуридзе, - глянула в окно и ахнула: забор, бордюр, деревья - все, что было расположено рядом с домом, попадало со склона вниз. Такое впечатление, что произошло мощное землетрясение и в земле образовалась огромная воронка. Как теперь быть, не знаю. У соседей положение не лучше: у одних сарай провалился, у других – беседка.

С того самого дня Р. Цемакуридзе потеряла покой и сон. Боится, что в один из дней ее дом тоже свалится в пропасть и она окажется заживо погребенной под завалами. Сокрушается, что много денег вложила в свое жилище: сделала капитальный ремонт, крышу металлочерепицей накрыла, окна пластиковые поставила. Любит она свой дом, привыкла к нему, здесь прошла вся ее молодость, с удовольствием возится в огороде. А теперь в огород попасть - проблема. Находится он в самой нижней части пологого склона. Туда вели крутые каменные ступени, теперь же, после оползня, спускаться туда небезопасно: они тоже поползли вниз. Не знает, что делать. Обошла уже много инстанций в надежде на то, что помогут: была в городской администрации, в прокуратуру обращалась, теперь собирается президенту писать. Чуть ли не каждый день к ней приезжают всевозможные комиссии, фотографируют, замеряют, но прогнозов пока никаких не дают.

- Еще нам сказали, что нужно собрать кучу документов, справок, а это все деньги, - говорит Р. Цемакуридзе. - Я на пенсии, одинокая, никого у меня нет – муж и сын трагически погибли много лет назад. По поручению главы администрации Ставрополя А. Джатдоева нашей проблемой занимается первый его зам А. Мясоедов. Он ведает вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Есть у меня письмо от него, в котором сказано, что в случае дальнейшего обвала грунта мне обещают в качестве временного жилья гостиницу «Ставрополь». Правда, потом почему-то переиграли, теперь вроде речь ведут о гостинице «Эльбрус». Как можно там жить (не день и не два, а неизвестно сколько), ума не приложу. Были здесь представители МЧС. Сказали, что, как только на доме появятся трещины, нужно будет немедленно собрать все документы и в спешном порядке покинуть его. Легко сказать. А как же имущество, которое наживалось годами? Разве на свою пенсию я смогу еще когда-нибудь что-то приобрести? Почему бы не решить вопрос с нашим переселением в ближайшее время, а не дожидаться обвала? Одним словом, пока гром не грянет…

- В администрации Ленинского района нас заверили, что подключили всех, кого только можно было, - вступила в разговор В.  Волкова, проживающая в доме № 94 , - теперь нам остается только ждать, когда, как нам объяснили, появится возможность изыскать резервы на укрепление наших домов, но полностью восстановить их уже, к сожалению, нельзя. А потому нам сказали, что у нас один выход: собирать документы на квартиры. Но когда их дадут – неизвестно, дескать, мы не одни в Ставрополе такие.

Жильцы делают все возможное, чтобы хоть как-то противостоять стихии. В обрыв насыпали грунт, для чего Р. Цемакуридзе нанимала три ЗИЛа и один КамАЗ. Но кто-то из специалистов высказал опасение, что под тяжестью грунта может случиться еще один обвал.

А если погибнут люди? Ведь, с природой, как известно, шутки плохи. Меры нужно принимать уже сейчас, и городские власти не должны оставаться в стороне.

Виктория АПАЛЬКОВА
«Над пропастью»
Газета «Ставропольская правда»
22 июля 2014 года