07:21, 9 июля 2014 года

Михаил Афанасов: Нужен закон о Кавказских Минеральных Водах

- Михаил  Александро­вич, Кавминводы за­нимают особое место в общегосудар­ст­венной системе са­­наторно-курортного лечения как крупнейший курортный регион Российской Федерации, который по богатству, разнообразию, количеству и баль­неологической ценности минеральных вод и целебной грязи не имеет аналогов на Евроазиатском континенте. Однако, несмотря на бесспорную привлекательность и ценность курортного региона КМВ, существует ряд серьезных проблем, сдерживающих его дальнейшее развитие. В частности, по некоторым оценкам, при текущих темпах загрязнения минеральной воды через 20 - 30 лет ее запасы могут быть полностью утрачены. Страшные прогнозы.

- К сожалению, опасности, о которых говорят эксперты, не преувеличены. Первыми в ряду существующих проблем следует назвать негативные изменения в экологии и природопользовании. Месторождения минеральных вод региона неразрывно связаны между собой в единый гидродинамический объект - Минераловодский артезианский бассейн. А нарушения правил обращения с бытовыми отходами, утечки из канализации и систем водоподачи, несоблюдение режима санитарных зон, нарастающая урбанизация региона приводят к загрязнению всего бассейна минеральных источников. Износ инженерных сетей составляет 70 - 90%, существует дефицит мощности коллекторов. Некоторые из полигонов старого типа, на которых утилизируется большая часть отходов, расположены во 2-й зоне горно-санитарной охраны, что создает серьезную угрозу бактериологического загрязнения гидроминеральной базы.

Особенно тревожат специалистов факты интенсивного загрязнения уникального природного объекта - Большого Тамбуканского озера с ценнейшим месторождением лечебной грязи. Спасти ситуацию может только строительство необходимых гидротехнических сооружений, которые будут регулировать поверхностный сток в целебных водоемах - Большом и Малом Тамбукане. Не лучшим образом сказывается на качественном составе лечебных факторов отсутствие единых систем мониторинга за состоянием окружающей среды, наблюдения за состоянием водного баланса в регионе. Так называемая система наблюдательных скважин заброшенна.

Тревожит критический уровень износа инфраструктуры добычи и транспортировки минеральных вод и лечебных грязей. Потери воды в минералопроводах достигают 60%. В целях рационального использования лечебных и рекреационных ресурсов необходимо ликвидировать или законсервировать 22 структурно-геологические, поисково-разведочные и картировочные скважины минеральных вод нераспределенного фонда.

Оценку «неудовлетворительно» заслуживает состояние дорог, поскольку серьезных вложений в их реконструкцию не производилось уже более 30 лет. В центре СКФО Пятигорске около 80% пассажирских перево-зок приходится на трамвай. Использование такого экологически чистого вида транспорта в нашем регионе можно только приветствовать. Однако трамвайный парк изношен на 95%, для его восстановления и капитального ремонта путей требуются значительные финансовые вложения. В проблему выливается обеспечение населения и отдыхающих экологически чистой питьевой водой. Сильно изношены канализация и системы водоподачи, а их мощность недостаточна. Пиковые нагрузки превышают существующую мощность в 2 - 3 раза.

- Какой оценки заслуживает состояние наших здравниц и качество лечения, которое они могут обеспечить?

- Ответ не может быть однозначным. По-разному обстоят дела. Но если говорить в целом, то износ существующей материально-технической базы достаточно высок: не менее трети санаториев не ремонтировалось более 10 лет. Нуждается в совершенствовании методика лечебного оздоровления в расчете на более широкий круг отдыхающих и более короткие сроки пребывания, требуют улучшения процесс и качество подготовки и переподготовки медицинских кадров и специалистов сферы обслуживания курорта. В настоящее время средний возраст обслуживающего персонала курорта близок к пенсионному.

Ухудшают ситуацию низкая обеспеченность курортов объектами досуга, невысокая культура сервиса, недостатки экскурсионного предложения, утрата городами КМВ курортного облика, который портят хаотичная застройка, большое количество рекламных носителей, отсутствие схем территориального планирования и единых требований к строящимся объектам, направленных на сохранение исторического облика курортов, «дикая» торговля в не-установленных местах. В настоящее время нет достоверной информации о категории (звездности) здравниц. Ситуация не изменится без принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

- Отдельного внимания требует неудовлетворительное состояние общекурортных территорий - скверов, парков, терренкуров, других зон отдыха, которые в большинстве своем не соответствуют статусу федерального курорта и международным стандартам. В числе ключевых объектов Кисловодский курортный парк, судьбе которого в последнее время уделяется много внимания.

- Правительство края на протяжении пяти лет неоднократно обращалось в федеральные органы с просьбой выработать единую стратегию развития парка, обеспечить его более весомой государственной поддержкой. Однако до настоящего времени так и не создана эффективная форма управления парком, не определен стабильный источник финансирования по восстановлению его инфраструктуры. Около двух месяцев назад временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Владимиров обратился с предложением к Президенту РФ о передаче из собственности федеральной в краевую имущественного комплекса Кисловодского парка.

По моему глубокому убеждению, это будет наилучшим решением вопроса. Потому что на месте больше заинтересованности сделать лечебный парк привлекательным для отдыхающих. Однако это не снимает ответственности с федеральной власти. Ведь КМВ - курорт всероссийского значения. И понятно, что средств краевой казны не хватит для решения его проблем. Необходимы срочные и эффективные меры по восстановлению и реконструкции памятников истории и культуры федерального значения. Недостаток финансирования ставит вопрос о возможной фактической утрате таких уникальных зданий и сооружений, как Главные нарзанные ванны, Академическая галерея и др.

- Михаил Александрович, я правильно понимаю, что «косметических» мер явно недостаточно. Необходима новая стратегия, способная обеспечить государственный подход к сохранению курортной жемчужины?

- Актуально прозвучало на прошедшем заседании СФ предложение вице-премьера Александра Хлопонина разработать в 2014 году и внести в Госдуму закон об особо охраняемом эколого-курортном регионе - Кавказских Минеральных Водах. Безусловно, этот документ должен включать модель управления регионом, права и обязанности, порядок взаимодействия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления. Необходимо учесть особенности применения на этой территории Гражданского, Земельного, Жилищного, Водного, Лесного и Градостроительного кодексов.

На сегодняшний момент комплексное развитие КМВ сдерживается проблемами, копившимися годами. Главная - отсутствие единой государственной политики по развитию региона. Федеральный закон должен вместить в себя все стратегические направления дальнейших действий в отношении КМВ.

«Нужен закон о КМВ»
Газета «Ставропольская правда»
9 июля 2014 года