06:20, 7 июня 2014 года

Сотрудники Ставропольского краевого геронтологического центра отмечают профессиональный праздник

К этой теме мы еще вернемся. А пока хочу познакомить читателей «Ставропольской правды» с теми, у кого завтра профессиональный праздник. С теми, кто оказывает помощь тем, кто в ней нуждается. Именно так определил сущность социальной работы Президент РФ Владимир Путин.

Итак, Елена Калядина, замдиректора центра по социально-психологической работе и реабилитации, психологи Светлана Дорошенко и Татьяна Дударенко, специалисты по социальной работе Татьяна Волченкова и Елена Урусова и социальные работники Наталья Веселова, Ольга Мамалян и Ольга Полтавская.

Славные, хорошие люди, которые много сил отдают любимой работе. Но и здесь наше государство умудрилось вбить между ними клин. Вернее, попыталось. В 2012 году был подписан указ Президента России о повышении зарплат социальным работникам. В соответствии с ним повысили зарплату тем, у кого должность называлась «социальный работник», а вот психологам и специалистам по соцработе – нет. Обидно, ведь делают одно дело. Но в геронтологическом центре эту тему даже обсуждать не стали.

А мне приглянулась не только эта черта, но и то, что соцработники центра оказались еще и коллегами. Ежемесячно с мая 2012 года они выпускают газету «Доброе слово». О жизни центра, о людях, о проблемах, о здоровье. Чуть больше сотни экземпляров, но зачитывают газету до дыр, передавая из комнаты в комнату. Поразило то, что соцработники не только пишут и набирают газету, но и верстают ее сами. Причем профессиональных журналистов и печатников здесь нет. Научились, рассказывают, у друга «Гугла» и брата его «Яндекса». А еще к 35-летию центра, которое отмечалось в прошлом году, сотрудники социально-психологической службы подготовили и издали книгу «Украденное войной детство. Последнее поколение» – о детях войны, которые сейчас живут в геронтологическом центре. Восемьдесят воспоминаний детей без детства и… крохотный тираж, которого не хватило на всех. Дорого.

Убеждена, мы трагически опаздываем. Не успеваем выслушать, записать и издать то, что помнят ветераны Великой Отечественной. В семьях еще есть возможность сохранить их память, память о Победе. А вот в социальном учреждении такой опыт – уникальное явление.

- Вам бы спонсора найти, чтобы допечатать тираж книги, – предлагаю соцработникам.

- Ищем, – отвечают. – Пока на книгу не нашли.

Зато нашли на многое другое. Одни шкаф для поделок изготовили, другие цветы для зимнего сада привезли. К 9 Мая, празднику Победы, например, добрые люди подарили участникам вой-ны сухпаек, пилотки, именные медали и привезли письма от школьников. А есть ставропольчане, которые, пообщавшись с социальными работниками геронтологического центра, берут персональное шефство над бабушками и дедушками, приво-зят им продукты, медикаменты.

Социально-психологическая служба существует в центре с 2006 года. Но ее расцвет начался три года назад со сменой руководства. Придя на должность директора геронтологического центра, Константин Больбат чуть ли не в первый день сказал:

- Вы теперь – основная служба и отвечаете за все, кроме медицины, – социалку, психологический климат, культурный досуг.

Вот и отвечают. То есть организовывают и отвечают за сделанное. Все перечислить невозможно. Это и покупка лекарств, продуктов, бытовой техники, ремонт всего, что сломалось, получение пенсий, переписка, банковские услуги, помощь в оформлении документов…

- Проще говоря, – резюмирует Е. Калядина, – мы – глаза, уши и ноги наших проживающих.

Причем, если нужны лекарства, пациенты центра уверены, что их купят по самой низкой цене со всеми возможными скидками. А с продуктами – так, на мой взгляд, это просто караул.

- За продуктами, – разъясняет Татьяна Волченкова, – мы ездим раз в неделю. С утра собираем заявки, после обеда садимся в «Газель» – и поехали.

Маршрут: банк, почта, ремонтные мастерские и продовольственный магазин. Вам не приходилось видеть перед кассой дамочек с двумя, а то и тремя большими корзинами, которые расплачиваются час как минимум? А именно так все и происходит. Ведь нужно не просто оплатить покупки, а выбить чек на товары, которые заказал конкретный Иван Петрович или Семен Сидорович. А потом и отчитаться не только перед ним, но и перед начальством. Директор геронтологического центра в этом плане весьма строг: еженедельно сам проверяет, куда потрачены деньги и все ли в порядке с отчетностью.

- Я сознательно ограничил круг людей, – говорит К. Больбат, – которые имеют отношение к деньгам проживающих. Это только сотрудник социально-психологической службы. Раньше и санитарок просили, и других работников. Проконтролировать этот процесс было сложно, возникали недоразумения. Сейчас для них нет оснований.

Но и это еще не все заботы социальных работников геронтологического центра. Именно они сопровождают пациентов в банк и на почту, коли те хотят туда сходить сами. Раз в месяц везут их на рынок или в театр, цирк, филармонию, на экскурсии по святым местам Ставрополья. И даже на хутор Беловский к целебным водам вывозят. Их же забота – найти коллективы художественной самодеятельности или профессиональных артистов, которые могут выступить в геронтологическом центре.

А еще есть кружки по интересам. Это тоже новое направление социальной работы центра. Кружков и клубов около десяти. В них вышивают и плетут из бисера, вяжут, изготовляют поделки, ухаживают за цветами в зимнем саду. Всего их посещают 115-120 человек – в зависимости от самочувствия. Среди самоделкиных всего три мужчины. А где сами-то научились, спрашиваю у социальных работников. Оказалось, что там же, в Интернете.

И нужно сказать хоть несколько слов о психологической реабилитации, все-таки праздник общий. Работа ведется и групповая, и индивидуальная. И есть в ней такие, на взгляд непосвященного, экзотические методы, как синематотерапия, арт-терапия, мандола, когнитивная терапия, аквафиштерапия и скандинавская ходьба…

А итог?

- Начиная со второй половины XX столетия, – говорит директор геронтологического центра Константин Больбат, – средняя продолжительность жизни на планете увеличилась на 20 лет, ожидается, что к 2050 году она возрастет еще на десять лет. Процесс старения в XXI веке будет значительно отличаться от того, каким он был раньше. Нам всем – и обществу, и государству – нужно переосмыслить факт старения и выработать политику и действия, чтобы поставить во главу угла принцип активного долголетия с высоким качеством жизни. Поэтому с каждым годом деятельность и роль социальных работников будет только возрастать.

А ведь и на самом деле их работа заключается в создании пожилым людям социально-психологического комфорта для продолжения не просто жизни, а жизни активной, наполненной, интересной.

««Я приду и тебе помогу!»»
Газета «Ставропольская правда»
7 июня 2014 года