06:32, 11 апреля 2014 года

Как вернуть кисловодский музей истории космонавтики

Кисловодские музейщики не без оснований считают «основоположником» местного музея истории космонавтики генерального конструктора первых советских космических кораблей Сергея Королева. Это по его настоянию в послевоенные годы была создана комиссия по увековечиванию памяти пионера отечественного ракетостроения и учителя Королева – Фридриха Цандера. Члены комиссии разыскали могилу Ф. Цандера, скоропостижно скончавшегося в Кисловодске в 1933 году от тифа. Затем его прах торжественно перенесли к мемориалу воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. На месте захоронения установили замечательный памятник, созданный в том числе и на личные сбережения Сергея Павловича. Кроме того, именем Цандера назвали улицу, что ведет к мемориалу, и пионерскую дружину в близлежащей школе.

Так генеральный конструктор навечно связал Кисловодск с историей космонавтики. Сергей Павлович любил Кисловодск, неоднократно приезжал на отдых в местные здравницы. Через некоторое время в Курортном парке построили специальный пансионат, получивший название «Дача космонавтов» – идеальное место для восстановления после полетов в космос. А затем ракетно-космический концерн «Энергия» имени Королева воздвиг на краю парка санаторий «Крепость», где отдыхали многие известные деятели отрасли.

Можно сказать, что богатый материал по истории отечественной космонавтики сам шел в руки кисловодских музейщиков. Грех было этим не воспользоваться. И вот 28 сентября 1974 года в Комсомольском парке открыли Музей истории космонавтики имени Фридриха Цандера. На торжественной церемонии присутствовали его вдова Александра Феоктистовна и преемник Сергея Королева на посту генерального конструктора академик Василий Мишин. Чуть позже музей посетил космонавт Евгений Хрулев. Он посадил по соседству серебристую ель, положив начало Аллее космонавтов. Всего 22 космонавта посадили ели на этой Аллее. Ничего подобного больше не было нигде на Юге России. Слава о кисловодском музее гремела. В него везли школьников со всего края. Да и многие отдыхающие стремились прикоснуться к славным страницам истории покорения космоса. В год маленький провинциальный музей принимал до 30 тысяч посетителей.

Однако в тяжелейшие 90-е годы минувшего века Комсомольский парк пришел в полный упадок. Дошло до того, что вандалы срубили несколько елей, посаженных космонавтами. Но самые черные дни наступили в начале 2003 года, когда хулиганы начали громить здание, где располагался Музей истории космонавтики. Его тогдашний руководитель, а ныне директор историко-краеведческого музея «Крепость» Сергей Лузин среди ночи поднял на ноги всех сотрудников. Экспонаты удалось спасти. Но места, где их можно было достойно разместить, в Кисловодске не нашлось.

10 лет большая часть экспонатов музея лежит в фондохранилище музея «Крепость». Под экспозицию отдела космонавтики в «Крепости» отвели небольшой зал. Но три месяца назад в нем разместили другую экспозицию – растительного и животного мира Ставрополья, а экспонаты музея космонавтики переехали в фойе и коридор здания.

Как рассказала заведующая отделом космонавтики Людмила Лачинова, Кисловодский музей истории космонавтики до сих пор формально существует – он внесен в энциклопедию музейных учреждений России. Ветераны ракетно-космической отрасли давно поднимают вопрос о строительстве нового здания для музея. В частности, ветеран Центра имени Келдыша Станислав Старостин даже подготовил эскиз четырехэтажной круглой башни, где на первых трех этажах предлагал разместить экспонаты, а на верхнем – небольшой планетарий (благо, современные технологии позволяют делать компактные и сравнительно дешевые планетарии). Место, где он предложил построить это здание, сквер перед музеем «Крепость», по мнению Людмилы Лачиновой, идеально подходит для музея космонавтики. Место весьма бойкое: рядом православный храм, мемориал павшим в годы войны «Журавли», санатории «Крепость» и «Узбекистан».

Сергей Лузин согласен, что музей истории космонавтики следовало бы разместить в отдельном здании. Он много раз обращался в администрацию города, но там ничего подходящего найти не смогли. Что же касается идеи строительства специального музейного здания, то к ней многоопытный специалист относится скептически:

- Этот сквер является охранной зоной памятника федерального значения «Крепость». Поэтому министерство культуры Ставропольского края категорически возражает против строительства здесь какого-либо здания.

Что ж, такую заботу о памятниках истории и архитектуры можно было бы приветствовать, если бы она не расходилась с фактами и здравым смыслом. С тыльной стороны вплотную к «Крепости» подходят здания и сооружения одноименного санатория. Да и буквально в двух десятках метров перед фасадом памятника федерального значения несколько лет назад благополучно построили здания спортзала гимназии и Центра военно-патриотического воспитания. Чем сможет повредить «Крепости» отстоящий от нее на 50 – 70 метров планетарий, непонятно.

Впрочем, главный камень преткновения не столько охранная зона, сколько финансы. Надежды получить средства на строительство нового музейного объекта практически нет.

Пока единственный реальный выход, считает Сергей Лузин, – открыть экспозицию музея истории космонавтики в цокольном этаже жилого дома на улице Жуковского, где с давних пор находится фондохранилище музея «Крепость». Ясно, что популярностью музейное учреждение, затерянное в спальном районе города, пользоваться не будет. Но лучше уж так, чем ютиться в коридорах. Однако даже такое новоселье ожидает музей истории космонавтики нескоро.

- Мы отремонтировали помещение на Жуковского, подготовили проект экспозиции, – рассказывает Сергей Лузин. – Но для его реализации необходим 1 миллион 250 рублей. На этот год министерство культуры Ставропольского края денег не выделило. Предполагается, что мы оформим экспозицию за счет собственных средств. Но музей такую сумму заработать не может…

«Земные злоключения музея космонавтики»
Газета «Ставропольская правда»
11 апреля 2014 года