Нынешний год – юбилейный для краевого театра оперетты в Пятигорске: коллектив отметит 75 лет со дня основания. О его славной истории и интересной современности рассказывает директор – художественный руководитель театра заслуженный работник культуры РФ Светлана Калинская.

– Светлана  Леонидовна, серьезные даты – всегда хороший повод оглянуться на пройденный путь. Прежде всего хочется узнать, как и почему именно в курортном Пятигорске появился музыкальный театр?

– Семьдесят пять – возраст, конечно, солидный для успешно существующего театра, думаю, очень достойный да и для региона весьма значимый. Курорты Кавминвод с самого их зарождения нуждались в предоставлении отдыхающим культурных развлечений. В здании, построенном в Пятигорске в 1915 году, гастролировали театры и музыкальные коллективы со всей страны. Чаще всего приезжал в Пятигорск Чечено-Ингушский театр музыкальной комедии, не имевший в Грозном своего здания. На протяжении многих лет его гастроли были постоянными. А 10 марта 1939 года в краевой газете «Орджоникидзевская правда» появилось сообщение начальника краевого управления по делам искусств О. Алиева: «День открытия XVIII съезда партии ознаменовывается началом сезона городского театра музыкальной комедии». Силами труппы Чечено-Ингушского театра спектаклем Б. Александрова «Свадьба в Малиновке» положено начало новому театру музыкальной комедии на Кавминводах. Главной задачей его стала популяризация театрального искусства среди жителей и отдыхающих КМВ и Ставрополья.

– Сегодня театр оперетты занимает заметную и важную нишу в богатой культуре Ставрополья и России. А какие страницы его биографии можно назвать самыми яркими, особенно памятными?

– На сцене нашего театра всегда работали люди высокого профессионального мастерства. Достаточно назвать имена блестящих народных артистов СССР М. Эсамбаева и М.  Водянова, начинавших свой творческий путь в Пятигорске. Приглашены были в театр дирижер А. Боровик, его жена актриса М.  Матвеева-Боровик, как и ставшие впоследствии заслуженными артисты Н.  Нильский, Г. Чарская, Ф. Казаков, С. Ушаков, П. Алдахин, художник И. Арлачев. В 50-е годы театр показывал свои спектакли не только в городах Северного Кавказа, труппа успешно гастролировала по всей огромной стране. Наши артисты участвовали во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, получив там высокую оценку.

Важным событием в жизни театра стали гастроли в Москве в 1964 году, где свое мастерство продемонстрировали режиссер М. Лукавецкий, дирижеры А. Мегалинский, М. Кацнельсон, балетмейстер заслуженный деятель искусств РФ Г. Ваховский, заслуженный художник РФ И. Арлачев. Своим исполнительским мастерством покоряли публику артисты Т. Новикова, С.  Барон, Е.  Зайцева, С. Молчанова, В. Морщинин, Л. Храмов, В.  Карелов, В. Хлевной, Л. Кизиева. После московских гастролей Т.  Новиковой и Е. Зайцевой было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». В это время на пятигорской сцене обновлялся классический репертуар, ставились новые современные спектакли.

В 2000 году наш коллектив стал лауреатом российской премии «Окно в Россию» в номинации «Музыкальный театр года» и обладателем золотой медали им. академика Д.С. Лихачева. В этом качестве мы успешно выступили на фестивале театров России в Москве и городе Королеве Московской области.

– Думаю, и сегодня можно назвать немало интересных, талантливых исполнителей, режиссеров, балетмейстеров, музыкантов, на которых держится авторитет у преданной публики.

– Да, наша многолетняя традиция – всегда оставаться зрелищными, яркими, востребованными. Мы чувствуем, что наш жизнерадостный музыкальный жанр горячо любим публикой, театр с удовольствием посещают зрители разных поколений. Ну а авторитет у преданной публики завоевывают и вдохновенные руководители наших творческих цехов, и талантливые исполнители, и замечательные служители закулисья. Сегодня музыкальное руководство в театре осуществляет главный дирижер заслуженный артист Грузии Лев Шабанов, имеющий огромный опыт работы в театрах оперы и балета Тбилиси, Еревана, Санкт-Петербурга (Мариинский театр), поставивший множество спектаклей за рубежом. Он увлеченно работает над новыми постановками. Оркестр под его управлением звучит слаженно, чутко, гармонично. Замысел автора всегда старается эффектно воплотить дирижер Василий Ремчуков. В оркестре прекрасно звучат первая скрипка А. Хачатурова, кларнет Г. Лысенко, флейта О. Бакулиной, виолончель Е. Кужелевой, фортепиано Е. Садчикова. Не могу не упомянуть преданно служащую много лет театру концертмейстера заслуженного работника культуры РФ Э.  Горбенко.

Балет театра – особая любовь зрителей и наша гордость. Главный балетмейстер Татьяна Шабанова блестяще осуществила постановки «Вальпургиевой ночи» Ш. Гуно, «Снежной королевы» В. Белица, «Тщетной предосторожности» П. Гертеля. Все спектакли театра неизменно украшают продуманные, отточенные балетные сюиты и эффектные танцевальные номера. Появление на сцене А. Брыльковой, М. Веснина, Д. Михайлина, И. Черкасова, Е. Василенко, В. Пьяновой, К.  Огай всегда вызывает искренний восторг и овации зала. Причем, хочу добавить, почти все артисты балета воспитаны в стенах театра самим балетмейстером.

Думаю, театр вправе гордиться своими ведущими актерами, которые сегодня составляют его славу. Это заслуженные артисты России Ирина Комленко, Наталья Таланова, Алим Абалмасов, Николай Смирнов, Евгений Зайцев, Виктор Гусаков, артисты Зинаида Зайцева, Галина Перерва, Николай Качанович. Все они служат театру не по одному десятку лет, умеют заставить зрителей забыть о невзгодах, рассмеяться от души или искренне заплакать, а это так важно: ведь люди идут в театр за минутами отдохновения, поиском красоты и радости. Рядом с мэтрами прекрасное поколение молодых, талантливых, сложившихся актеров. Среди них лауреаты международных конкурсов Ольга Шиманская, Наталья Виноградова, Алексей Парфенов, дипломант конкурса вокалистов Оксана Клименко, артисты Юлия Сивкова, Ирина Абгарян, Ирина Рудоман, Дмитрий Патров, Вячеслав Ткаченко. А артист Алексей Яковлев нашел себя и как режиссер, осуществляющий постановки гала-концертов и детских музыкальных сказок.

Успешно заявила о себе наш главный хормейстер Елена Жомер, которая прилагает немало усилий, чтобы звучание хора тоже радовало зрителей. Зрелищность наших спектаклей, красоту декораций и костюмов, спецэффекты создают главный художник Инна Августинович и заведующий художественно-постановочной частью Антон Васютин.

– Нет сомнений в том, что творческий коллектив такого уровня и возраста за годы активной деятельности накопил свои собственные добрые традиции.

– С 1997 года наш театр из музыкального переименован в театр оперетты, что возложило на коллектив большую ответственность. Как отмечала столичная пресса: «В выборе репертуара и его интерпретации, в решении постановочных задач Пятигорская оперетта остается островком верности тому стилю, который был сформирован за много лет отечественным музыкальным театром в легком жанре».

Живет в театре прекрасная традиция воспитания достойной смены мастеров сцены, артистов-вокалистов, балета, хора, оркестра. Опытные артисты с удовольствием делятся с молодыми тайнами мастерства. С неизменным успехом проходят ежегодные гастрольные показы спектаклей в городах и районах края. Возродили мы и славный обычай приглашения на премьеры и торжества ветеранов театра, чему они безмерно благодарны. Сохраняем добрую традицию приглашать на постановки интересных режиссеров, балетмейстеров, художников и даже авторов спектаклей. Они, безусловно, привносят новую, свежую струю в творческий процесс, что благотворно сказывается на работе всего коллектива. Творческие контакты театр имел с режиссерами Владимиром и Алексеем Шестаковыми, художником Ириной Арлачевой, балетмейстером Михаилом Чайкасовым (Санкт-Петербург), режиссерами Владимиром Добровольским (Магадан), Борисом Лагодой (Сыктывкар), художниками Валерием Мелещенковым (Псков), Степаном Заграбяном (Ростов), автором Павлом Зингером (Австрия).

В числе основных традиций театра всегда была благотворительность. Стараемся приобщить к театру людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: инвалидов, ветеранов войн и труда, детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Только в нынешнюю новогоднюю кампанию бесплатно посетили театр более 1000 человек. Из поколения в поколение идет у нас особая передача привязанности к театру: люди, много лет бывшие успешными исполнителями, после ухода на пенсию осваивают новые профессии, например, артисты балета и хора становятся гримерами, помощниками режиссера, костюмерами. Во всем этом отражается главная суть театра – прекрасной обители муз, в которой беззаветно служат искусству.

– В юбилейные дни не принято говорить о проблемах, которые, конечно же, есть в вашей повседневности. И все-таки нашим читателям, среди которых много искренних поклонников Пятигорской оперетты, было бы интересно узнать, какими заботами живет театр сегодня.

– В любом коллективе есть трудности, и наш не исключение. Как всегда, это нехватка финансирования. А еще бытовые заботы. У театра есть свое общежитие, но этого сегодня явно недостаточно. Очень сложно приглашать нужных специалистов – вокалистов, артистов балета, музыкантов оркестра, когда мы не можем предложить достойную заработную плату и жилье. Складывается впечатление, что наши ежегодные заявки Министерству культуры Российской Федерации на вакантные места за счет выпускников вузов и музыкальных училищ последние 15 лет никто не рассматривает. Требует обновления значительно постаревший арсенал музыкальных инструментов. Хочется верить, что к юбилею театра нам повезет и какой-нибудь добрый меценат подарит хотя бы один музыкальный инструмент...

При всем том театр остается живым, развивающимся организмом, творческий процесс, разумеется, не стоит на месте. Сейчас идут репетиции музыкальной сказки для детей А. Кулешова «Муха-цокотуха», подготовка к гала-концерту, посвященному 75-летию театра, проводится косметический ремонт внутри здания.

– Вы, как уже было замечено, стараетесь вести активную гастрольную деятельность, артисты успешно представляют театр на престижных фестивалях и форумах. Наверное, несмотря на то что организовать это непросто, театру это нужно?

– После тяжелых 90-х, как только появилась возможность, театр возобновил традиционные обменные гастроли с краевым академическим театром драмы им. М.Ю. Лермонтова в Ставрополе. Творческому коллективу действительно важно показывать свое искусство новым зрителям, слышать и справедливую критику, и, возможно, восторженную реакцию на выступления. Эти поездки всегда вдохновляют артистов, каждый стремится проявить свою творческую индивидуальность, достойный уровень профессионального мастерства. Только за последние два года театр побывал на гастролях в Сочи, Краснодаре, неоднократно в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Буденновске, Невинномысске, Арзгирском и Предгорном районах. Скоро выезжаем в Ростов-на-Дону с детским репертуаром. В октябре запланированы гастроли в Сочи.

Организация гастролей – вещь, безусловно, трудоемкая и затратная, но они необходимы. На гастроли мы вывозим весь коллектив артистов – вокалистов, оркестр, хор, балет театра с полным сценическим обеспечением.

В 2013 году в Пятигорске проходил ХI фестиваль театров малых городов России. Наш театр представил одноактный балет «Сон» на музыку А. Шнитке. В дни работы лаборатории, проводимой московским Театром Наций, наши артисты в эскизном варианте за пять дней подготовили отрывки из спектакля «Чирик кердык ку-ку» по пьесе Н. Коляды и мюзикл «Кентервильское привидение» В. Плешака, которые в настоящее время есть в нашем репертуаре.

Приятно поделиться достижениями талантливой молодежи: на II Международном конкурсе артистов оперетты и мюзикла им. В.А. Курочкина в Екатеринбурге наш солист балета Максим Веснин стал лауреатом II премии и обладателем приза зрительских симпатий. А на IV таком же конкурсе в Екатеринбурге солист-вокалист Алексей Парфенов завоевал звание лауреата I премии. Десять наших артистов завоевали дипломы в различных номинациях в краевом конкурсе молодых артистов Ставрополья «Мы молодые» в 2011 году, ежегодно лучшие исполнители получают премию губернатора края за особенно заметные роли.

– Светлана Леонидовна, «под занавес» полагается спросить о творческих планах и мечтах. О чем мечтает театр и вы как его руководитель?

– Все творческие люди мечтают о стабильности в театре, хотят смотреть в завтрашний день с уверенностью. Думают и о повышении жизненного уровня, и о новых хороших гастролях... Всем коллективом мечтаем осуществить постановку мюзикла К. Портера «Целуй меня, Кэт» с приглашением постановочной группы из-за рубежа. Но на все это опять-таки нужно солидное финансирование... Заветная мечта директора – поскорее закончить ремонт и реставрацию здания театра, начатую более 15 лет назад. Изыскать возможность приобретения жилья для молодых талантливых специалистов. А еще устроить наконец фонтан на площади у театра, чтобы нашей публике вдвойне приятно было прийти на встречу с вечно юной и прекрасной опереттой.