07:16, 21 марта 2014 года

Молодые ставропольские художники – в круге лучших мастеров страны

Трое из стипендиатов федерального министерства культуры - художники Николай Менякин, Валерия Орлова и Екатерина Охрименко - сегодня преподают в Ставропольском краевом художественном училище. Как говорит директор СКХУ Алла Чемсо, на ее памяти это уже четвертое поколение художников, которые привносят в стены учебного заведения свою творческую атмосферу, передают студентам лучшее, на что способны. Хорошо, считает А. Чемсо, что молодые пришли в училище в то время, когда там еще работает предыдущее поколение художников, среди которых также много людей самобытных и талантливых. Идет обмен творческими идеями, взаимное обогащение, что, безусловно, на пользу целям преподавания и воспитания в СКХУ.

Трое молодых художников очень разные. Екатерина Охрименко и Валерия Орлова - живописцы, мир видят каждая по-своему. А Николай Менякин стипендию получил за вклад в развитие южнорусской школы иконописи и на продолжение этой работы. Все трое члены Союза художников РФ, участники и лауреаты многочисленных - до полутора десятков - выставок: краевых, региональных, зональных, всероссийских. Знакомство с их работами позволяет заглянуть в тайну творчества, понять внутренний мир художника. (Хотя пишет он всегда мир внешний.)

Картина Екатерины Охрименко «Зима в деревне» висит в кабинете директора СКХУ. Это дипломная работа бывшей выпускницы художественного училища, в свое время высоко оцененная членами Государственной экзаменационной комиссии, которая в СКХУ ежегодно состоит из представителей столичных художественных вузов, известных мастеров изоискусства. Выставляла Е. Охрименко это полотно и на вернисажах разного уровня.

На картине деревенское подворье: хозяева собираются забивать свинью к Рождеству. Две женщины омывают тушу, рядом с явно заинтересованным видом сидит собачка, все припорошено снежком... Жизнь, которую Екатерина, сельская уроженка, наблюдала с детства. Казалось бы, на картине просто жанровая сценка. Быт. Вместе с тем в ней есть и другой, символический пласт. Жизнь и смерть, воспринятые с наивной простотой в их переплетении. И чистота первого снега - как очищение в ожидании Рождества...

Сейчас Екатерина Охрименко, как она сама говорит, «ушла в натюрморты». Ее привлекает предметный мир, особенно сложившийся в композицию случайно, а не специально подобранный художником для воспроизведения. Ей нравится подмечать в интерьере сегодняшнего дня, в сиюминутном кусочки прошлой жизни. Об этом ее натюрморты «После юбилея», «После встречи Нового года». Возможно, уход от сюжетных, жанровых работ, от прежней населенности картины людьми - это попытка глубже погрузиться в себя.

Творчество Валерии Орловой, скорее, приподнято над бытом. Прозрачность красочного слоя (техника так называемой тонкослойной живописи) словно наполняет картины воздухом. Им присуща определенная декоративность - игра тени и света, контрастность цветовых пятен. Художнице нравится орнаментика, когда орнамент на полотне образуют переплеты окон или весенних веток в городском пейзаже, он пущен по накидке на девичьей фигурке или по двери дома...

Валерия Орлова - внучка одного из самых значительных ставропольских художников Виктора Чемсо, дочь известной художницы Аллы Чемсо. Она росла среди холстов, красок, книг и альбомов по живописи и, по ее собственным словам, что такое древнерусское искусство, знала уже в шесть лет. С одной стороны, это многое ей дало, в частности, ту высокую культуру, которая чувствуется в ее работах. С другой, ей было труднее искать себя. Из семейных традиций она взяла приверженность классической живописи, любовь к сюжету, интерес к человеческим отношениям.

На одной из ее работ молодая девушка - в руках у нее мобильный телефон - читает SMS-со­об­щение. Картина словно перекликается с известным полотном голландского художника XVII века Вермеера «Девушка, читающая письмо». Та же одинокая фигура, тот же интерес, предвкушение на лице героини. Почему-то не сомневаешься, что электронное послание (как и листок письма у Вермеера) про любовь. Чувства вечны, отсылка к классике только подчеркивает это.

…Что касается Николая Менякина, то он по-мужски размашист и многогранен. Жанры, в которых работает, перечисляет так: графика, монументальная живопись, горячая эмаль, витражи, иконопись и реставрация икон.

Алла Чемсо, у которой Менякин, тоже выпускник СКХУ, четыре года учился живописи и рисунку, вспоминает, что на первый курс он пришел менее подготовленным, чем другие студенты. Но помимо одаренности обнаружил такую энергию и работоспособность, что всех однокурсников обогнал.

Николай «прикладник», получил в училище квалификацию «художник - мастер по дереву». Главной своей любовью считает древнерусское искусство. Увлечение иконописью, по его словам, началось еще в училище. («Наверное, потому что я русский, - объясняет он. - И еще потому, что иконы делают жизнь лучше».)

В 2005 году Николай в группе других молодых художников побывал на Международном симпозиуме эмальеров, вел который академик Российской академии художеств Н. Вдовкин. Это во многом определило его творческую судьбу. В иконе он стал сочетать и дерево, и роспись, и эмаль. При этом, как говорят специалисты, основывается на иконописных канонах, а не на так называемом новоделе, для чего много лет изучает историю и культуру Древней Руси, вплоть до техники изготовления красок.

Тяготеет Н. Менякин и к монументальным формам. Вместе с академиком Вдовкиным расписывал храмы в Санкт-Петербурге, Бежецке, Железноводске.

Все трое стипендиатов Министерства культуры РФ получили высшее профессиональное образование. В бывшую альма-матер - СКХУ - были приглашены преподавать и потому, что здесь их помнили как талантливых выпускников, и потому, что их дальнейшая выставочная деятельность, творческая активность были замечены.

Их былые наставники, а теперь коллеги и по училищу, и по творческому союзу говорят о присущем этим молодым художникам серьезном отношении к изобразительному искусству, стремлении развиваться, двигаться дальше. В наш весьма меркантильный век они настроены все же на творческий, а не на коммерческий результат.

И своим студентам они прививают любовь к истинному. Николай Менякин - к древнерусскому искусству, Екатерина Охрименко - к художникам-передвижникам, Валерия Орлова - к классической западноевропейской живописи. Пожелаем им успехов!

«В круге лучших»
Газета «Ставропольская правда»
21 марта 2014 года