06:00, 18 марта 2014 года

О развитии культурных связей между представителями разных национальностей говорили в селе Манычском

Руководители различных организаций, педагоги, представители казачества, священники также говорили о том, как не допустить проявлений экстремизма и национализма.

О культурных связях было все понятно с первых минут, когда на сцену поднялась семья Магомедовых и под бурные аплодисменты исполнила даргинские танец и песню, а потом девчата читали стихи на белорусском языке, которые не надо было и переводить. Программу продолжили казачьи песни да побасенки на украинском, от которых умирал со смеху весь зал.

В Манычском проживают представители одиннадцати национальностей, но на встрече глава села Юрий Андрющенко пошутил:

- Наши селекционеры вывели новую породу овец манычский меринос, а мы новую национальность – манычане.

Наплыв представителей различных народов случился в этих местах в 60-70 годы прошлого века. Например, белорусские и молдавские девчата приехали на Ставрополье работать доярками, из Дагестана прибыли чабанские кадры. На этой земле родились их дети, а теперь уже и внуки. Слава богу, здесь не бывает полночных лезгинок, а если возникают какие-то недоразумения, то исключительно по инициативе заезжих джигитов. Однако их тут же успокаивают сами хозяева, старейшины рода, вразумляя:

- Ты приехал и уедешь, а нам здесь жить!

Большим событием в школьной жизни стал эксперимент по созданию кадетских казачьих классов. Они вот уже третий год существуют в восьми школах района. Причем в них обучаются представители разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, в следующем году могут возникнуть проблемы с финансированием этого проекта. Вопрос этот поднимали участники дискуссии. Председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Якушев сказал, что добиваться решения проблемы нужно на федеральном уровне.

Участники встречи не могли умолчать о земельном вопросе, который становится причиной различных конфликтов. Проблема зародилась вместе с развалом привычного уклада крестьянской жизни – канули в Лету колхозы, и чабаны вместе со своим многочисленным хозяйством перебрались с кошар в село, где пастбищ и без того не хватает. Вот и бродят беспризорные животные, уничтожая всю растительность на уличных клумбах. В Степновском и Курском районах такая вольная пастьба привела к тому, что по домашним животным уже начали стрелять.

Житель Дивного заместитель атамана Апанасенковского хуторского казачьего общества Владимир Ковтунов тоже знаком с проблемой не понаслышке. Говорит, обидно, когда какую-нибудь зазевавшуюся бабушку наказывают рублем за оставленных без присмотра гусей, а вот владельцев десятка-другого коров никто не трогает. Одного такого «животновода», живущего по соседству, Владимир пытался призвать к порядку ни много не мало три года! Наконец-то его хотя бы оштрафовали, хотя сумма, конечно, смешная.

В программе работы дискуссионной площадки было и посещение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Его настоятель игумен Алексей рассказал, что храм построен силами сельчан, собственными руками, даже крана на объекте никогда не было. Батюшку своего прихожане любят. Говорят, он чуть не погиб при пожаре в старой еще церквушке, когда спасал иконы, а потом на равных с каменщиками работал на стройке, даже сварщиком был. Однажды упал с лесов и чудом остался жив, долго ходил на костылях, но службу исправно вел.

В храме полностью резной иконостас – многолетние труды художника Ивана Саблина. На каждую икону уходит до четырех месяцев. В прошлом году построили купальню. А еще гордость здешних прихожан – голуби и павлины, они живут на территории храма не первый год, радуя глаз.

О правопорядке в селе заботятся не только участковые, но и казаки, а еще общественная организация народов Дагестана «Солидарность», этнический совет при администрации и многие неравнодушные здешние жители. Впрочем, касается это не только родного села. В прошлом году сын чабана Расула Абдулаева, работающий в Ставрополе, не побоялся пьяных джигитов, заступился за незнакомую девушку и получил более десятка ножевых ранений. К счастью, сейчас парень поправился, и семья им очень гордится. Наверное, это и есть та новая общность людей, о которой говорили на встрече, – манычане!

«Нам здесь жить»
Газета «Ставропольская правда»
18 марта 2014 года