06:15, 22 февраля 2014 года

Сергей Подройкин, потомственный офицер, прошел четыре командировки в «горячие» точки

340-й отдельный автомобильный батальон 44-й автомобильной бригады, входивший в состав Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, во время «второй чеченской» снабжал российские части всем необходимым: вооружением и боеприпасами, продовольствием и горючим. Капитан Сергей Подройкин был тогда старшим помощником начальника штаба, и за две длительные командировки в 2000 и 2001 годах совершил более 30 выездов на особо опасных маршрутах в составе сводных автомобильных колонн. В этих «караванах» было обычно до 15 КамАЗов и «Уралов», а также около 20 бойцов. Колонны часто попадали в засады и подвергались интенсивному обстрелу. За смелые и профессиональные действия в экстремальных ситуациях Сергей Подройкин награжден медалью «За отвагу».

Вот, к примеру, один из «обычных» рейсов. Военнослужащим автобригады предстояло из чеченской Ханкалы добраться до североосетинского Беслана, загрузиться продовольствием и вернуться в пункт постоянной дислокации. Подройкин был начальником технического замыкания, в обязанности которого входит эвакуация поврежденной техники. А из строя она выходит зачастую в результате подрыва или обстрела. Получилось так, что на обратном пути из Беслана засветло не успели зайти в Чечню и заночевали на контрольно-пропускном пункте «Кавказ». Точнее, в поле недалеко от КПП, что позволило бандитам «срисовать» колонну и подготовиться к ее встрече на дороге.

Вышли на рассвете. Настроение у всех было не ахти, поскольку в тот день обоз оказался без воздушной поддержки. Все вертолеты, наверное, выполняли более важные боевые задачи. Примерно через полчаса возле Ачхой-Мартана под автомобилем в хвосте колонны рванул фугас. Пострадавший КамАЗ под завязку был загружен коровьими и свиными тушами, так что осколки, прошившие насквозь кузов, сделали из них настоящий фарш. А если бы в кабине на пассажирском месте сидел офицер, то ему не поздоровилось бы - взрывная волна вскрыла пол, словно консервную банку. Водителю, можно сказать, повезло. Его лишь контузило. Но у автомобиля оторвало все колеса.

- На перекрестной дороге стояла белая «Нива», - говорит Подройкин. - И, скорее всего, именно оттуда была нажата кнопка радиоуправляемого фугаса. Я по рации доложил начальнику колонны о ситуации, потом с водителем «раненого» КамАЗа зацепил машину на буксир и вытащил ее из зоны вероятного обстрела, нашел запаски у ребят и «обул» грузовик.

На определенных участках пути автомобили обычно увеличивали скорость, так как военнослужащие опасались нападения. По дороге вдоль леса шли больше ста километров в час. Как и ожидали, с обеих сторон посыпались автоматные пули. Колонна пронеслась, будто скорый поезд, поэтому прямых попаданий не было, да и защитили бронежилеты, висевшие на окнах. Бойцы даже успели «огрызнуться» огнем из стрелкового оружия.

Когда заехали в Грозный, попали еще под один обстрел. Боевики вели его из расположенных вдоль дороги теплиц. Но только началась пальба, как на помощь федералам пришел вертолет и «обработал» тепличное хозяйство. До Ханкалы добрались без приключений.

А в январе 2001 года колонна везла продовольствие в Урус-Мартан. На южной окраине населенного пункта внезапно по машинам стали «работать» автоматы и пулеметы. Автомобиль технического замыкания и буксируемый им уже подорванный грузовик получили повреждения кузова и кабин. В характеристике для награждения, где перечисляются конкретные заслуги представляемого к медали, написано: «Капитан Подройкин вместе с водителями рядовым Никулиным и младшим сержантом Кобызевым открыл ответный огонь и в течение пяти минут держал оборону до прибытия боевого охранения. В результате четких и решительных действий начальника технического замыкания С.В. Подройкина автомобильная колонна без потерь личного состава и серьезных повреждений техники в назначенный срок прибыла к месту разгрузки».

Светлые мгновения в таких командировках - это «смена караула», когда пора собираться домой. Но и здесь всякое случалось. Как-то, когда в головах у командированных уже были теплые встречи с родными и близкими, командир бригады полковник Игорь Ланик объявил, что отъезд откладывается на один месяц. Впрочем, он заметил: «Тех, кто не хочет или не может, я задерживать не буду». Как вспоминает Подройкин, «отказников» не нашлось.

Примечательно, что Сергей Викторович не только кадровый офицер, но и потомственный военный. Его отец Виктор Петрович уволился в запас в 1994 году в звании майора, а дедушка, 93-летний Петр Семенович, прошел всю Великую Отечественную, участвовал в боях под Сталинградом и Победу встретил в Австрии. Поскольку отец живет в Сочи, младший Подройкин 9 Мая всегда встречает с героическим дедом. Это если по долгу своей нынешней службы ему не надо выезжать на особо опасные маршруты.

«На особо опасных маршрутах»
Газета «Ставропольская правда»
22 февраля 2014 года