Добрые вести принес минувший год коллективу Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова: театр выиграл грант в рамках проекта сотрудничества в 2014 – 2015 годах с арт-агентством ArtUniverse (Искусство Вселенной) при поддержке University Global Theatre Experience (IUGTE – Глобальный театральный опыт) (Лондон, Базилдон, Соединенное Королевство).

Приняв через соответствующий интернет-сайт участие в Международном конкурсе репертуарных театров России, театр успешно прошел два тура и стал обладателем гранта, который предусматривает постановку на ставропольской сцене спектакля международной постановочной группой.

– Нами были заявлены «Игроки» Н. Гоголя, – рассказывает директор театра заслуженный работник культуры России Евгений Луганский. – Но сначала мы подробно представили себя – репертуар, состав труппы, а также степень загруженности нашего зрительного зала. Сейчас коллектив живет ожиданием предстоящей работы, которая должна начаться в середине марта. Пока мы располагаем лишь программой, в ней три этапа – знакомство с труппой и мастер-класс, далее – творческая лаборатория и наконец непосредственно постановка спектакля.

Надо ли говорить, сколько интересного ждет весь коллектив от предстоящего увлекательного международного творческого эксперимента? Согласитесь, интригует сам факт предстоящей встречи с незнакомыми режиссерами, вдохновляют и открывающиеся перспективы узнавания нового, возможность самим по-новому раскрыться своей публике.

Почему театром для реализации гранта была выбрана именно эта пьеса Гоголя? Дело в том, что тема «Игроков» за полтора столетия существования этой комедии, обошедшей сотни лучших сцен мира, пережившей несколько экранизаций в разных странах, не утратила актуальности и в наше время. Потому что «Игроки» – это история про капризы случая, про азарт, про страсть к игре, которая подчиняет себе всю жизнь человека. А еще – про Россию, которую главный герой называет в сердцах «надувательной землей». Если вспомнить сегодняшнее печальное распространение так называемой игромании, станет понятно, что те гоголевские герои, увы, не ушли в прошлое. К тому же гениальный классик, словно предвидя интерес потомков, облек действие в головоломный детективный сюжет, в центре которого – шулеры высочайшей квалификации, авантюристы, чья главная цель – «обмануть всех и не быть обманутыми самим»… Не забудем также неподражаемый гоголевский юмор с его, казалось бы, не сочетаемым сочетанием очаровательной внешней легкости и глубокой пронзительной сатиры. Нет, вовсе не случайно к этой комедии обращались многие знаменитые режиссеры, из наших современников такие, как Р. Виктюк и О. Меньшиков.

– Мы рассмотрели несколько вариантов, но в итоге все-таки решили взять русскую классику. Думаю, нашим зарубежным партнерам будет интересно увидеть, как русские актеры работают со своим материалом, – говорит Е. Луганский. – Впрочем, мы не откажемся и от возможных встречных предложений, которые могут последовать после знакомства гостей с труппой. Нам, как вы понимаете, все интересно, поскольку это соприкосновение с иной, незнакомой театральной школой, иной режиссерской культурой. Это в своих российских пределах мы, как правило, приглашаем на постановку режиссера, рассчитывая, что тема и язык спектакля будут созвучны стилю театра, нашей традиционной направленности на психологизм, зрительское сопереживание, ведь за многие десятилетия театром выработан свой творческий почерк. Тот, за который любит театр наш зритель.

Конечно, даже со «своими» отечественными приглашенными постановщиками не все бывает просто. Что уж говорить о зарубежных. Хотя у Ставропольского драматического есть опыт такой работы, пускай и небольшой, однако для провинциального театра весьма ощутимый. Около двадцати лет назад на его сцене успешно работала Моника Василиу из Греции, поставив «Медею» Еврипида, доныне памятную театралам. А в середине 90-х при содействии немецкого культурного центра в Москве – Института Гете к нам приезжал тогда еще молодой режиссер Кристиан Ремер, обогативший репертуар очень выразительной версией «Коварства и любви» Шиллера. Актеры, участвовавшие в тех постановках, до сих пор благодарны судьбе, подарившей возможность через постановщика соприкоснуться с другим театром, получить ценнейший опыт мировых театральных традиций.

Кто приедет нынче, пока неясно, поскольку ArtUniverse – агентство международное, так что из какой страны будет ожидаемый режиссер, узнаем в марте. Грант конкурса предполагает финансовое обеспечение постановки, гонораров и международных транспортных расходов. Театр со своей стороны гарантирует предоставление постановочной группе должных технических условий и комфорта для работы в Ставрополе.

– При успешной реализации проекта нынешней международной постановки программа сотрудничества ArtUniverse с нашим театром может иметь продолжение и долгосрочное развитие, – поделился надеждами Е. Луганский. – Это, например, продвижение спектакля на международные театральные фестивали, обмен опытом с зарубежными коллегами, активное участие в международных театральных процессах, различных конференциях, форумах, школах-лабораториях, взаимодействие с преподавателями из других стран…

Недавно, кстати, Е. Луганскому довелось побывать в Чехии и познакомиться с работой известного Народного театра Праги. Как признался Евгений Иванович, испытал неожиданно приятные да и полезные впечатления. Казалось бы, небольшая страна, не самые громкие культурные достижения, но при этом великолепный современный европейский театр, построенный и оснащенный по последнему слову техники, владеющий мощным арсеналом всех доступных театру выразительных сценических средств. (Нам о таком пока можно только мечтать.) Машинерия потрясающая. Плюс прекрасная актерская работа, а еще удивительно гармоничное сочетание музыки, вокала и балета. При этом труппа, в общем-то, не очень большая, но так все высокопрофессионально, что и результат, как говорится, налицо: красиво, слаженно, поистине блистательно. При всей несопоставимости возможностей эти европейские впечатления принесли огромное желание продвигать вперед и наш театр, тем более что он обладает достойными творческими традициями, хорошей труппой и необходимыми для развития амбициями.

Таким образом, Год культуры начался и, надо надеяться, в нашем театре пройдет особенно плодотворно. Недавно в репертуар вошла новая постановка народной артистки России Натальи Зубковой – музыкальный спектакль «Фигаро» по пьесе Бомарше. Театр прекрасно отработал новогодние каникулы, порадовав своего юного зрителя, как всегда, ярким, по-настоящему праздничным представлением, подготовленным заслуженными артистами России Михаилом Новаковым и Александром Ростовым. Теперь все мы, и артисты, и публика, будем жить предвкушением заявленных интересных встреч и творческих достижений. В этом ряду счастливых ожиданий и намеченная на весну работа в Ставрополе уже не чужого нам московского гостя народного артиста России Юрия Еремина над лермонтовским «Маскарадом», посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. А сейчас в театре идут репетиции следующей премьеры сезона: приглашенный из Минска режиссер Михаил Ковальчик ставит музыкальный спектакль «Недоросль» Д.  Фонвизина. Еще более давняя, но тоже ничуть не устаревшая русская классика...