06:04, 25 декабря 2013 года

Иван Зубко: Доколе солома будет едома…

Я бывший работник сельского хозяйства, в свое время руководил колхозом в Апанасенковском районе. Сколько помню, животные, особенно в зимнее время, содержались на скудном рационе, составляющей которого была солома. Какими мы только способами не приучали скотину есть солому. Ее консервировали в глубоких ямах, посыпали фуражом для повышения калорийности, добавляя в нее формалина от плесени, парили в кормоцехах, сдабривали патокой.

Ну все делали, что нам говорили. Даже меж собой шутили, а не надеть ли скотине зеленые очки, чтобы солома казалась ей зеленым сеном. В тридцатые годы академик Вильямс сказал: «Солома - продукт обогрева животных». Но потом его слова перевернули, и уже другие ученые солому возвели в источник чуть ли не белка. Умники и умницы доказывали, что солома в желудке животного есть не что иное, как почва для размножения микрофлоры. Мол, последняя, насытив свою среду обитания спиртом до предела, отмирает и превращается в мясные тельца. Так что скот питается не соломой, а мясом и сам дает то же самое, объясняли те, кто выдвинул новую теорию...

Сейчас животных осталось намного меньше. А солома все равно не везде исключена из рационов. Вместо того чтобы кормить животных люцерной, фуражом и получать высокопитательные молоко и мясо, скот бродит по истоптанным пастбищам, где еще остались полынь да ковыль.

Давно пора забыть о соломе как о кормовой культуре. Но что можно предложить в качестве альтернативы? Взять, к примеру, Апанасенковский район, он граничит с Калмыкией. Это зона полупустыни. Две территории разделены примерно стокилометровой глубокой и широкой впадиной, по которой текут воды Калауса в Маныч, а далее в Ростовскую область и Дон. Если перегородить эту впадину двумя плотинами, то впадина превратится в два больших водохранилища с чистой пресной водой, каждое из которых превзойдет объем даже Отказненского водохранилища.

К этой впадине прилегает примерно 15-20 тысяч гектаров земли, если не больше. Засей эту площадь люцерной, поливай четыре раза за сезон - и получай до 100 центнеров кормовых единиц с гектара.

Водохранилища стали бы надежным запасом пресной воды. Ее надо иметь постоянно - на всякий пожарный случай. В природе увеличивается число непредвиденных катаклизмов. И может случиться так, что люди и животные останутся без питьевой воды. Такое уже мы испытывали в семидесятые годы прошлого столетия, когда нас одна за другой настигали засухи.

В искусственно созданных озерах можно было бы разводить рыбу, там же построить цех переработки, развивать водные и зимние виды спорта. Маныч - прекрасное место для охоты и рыбалки, а в летнее время и для купания.

Конечно, проблему выращивания высокобелковых трав на орошении местными средствами не решить. Нужна федеральная программа. Вроде той, которой правительство наделило наших соседей для производства риса на поливе.

Может быть, кому-то эта идея покажется утопической, но скажите, как создавать рабочие места на селе и как избавиться от добавок, которые применяют переработчики при изготовлении колбасных изделий и молока? Неужели мы будем по-прежнему называть сою с потрошками мясной колбасой, а сухой порошок в мешках цельным молоком?

Иван ЗУБКО, член Союза журналистов
«Доколе солома будет едома…»
Газета «Ставропольская правда»
25 декабря 2013 года