Сегодня на Ставрополье большое значение придается обеспечению продовольственной безопасности, от которой в конечном итоге зависят благополучие всего края, стабильность региональной экономики. Особая миссия при этом возлагается на комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Об основных приоритетах в деятельности ведомства в этой важнейшей сфере мы попросили рассказать и. о. председателя комитета Галину Миронычеву.

Галина Миронычева

Галина Миронычева

– Галина Петровна, что предпринимает комитет для насыщения потребительского рынка качественной продукцией своих производителей?

– Пищевая и перерабатывающая промышленность представляет собой одну из стратегических отраслей экономики и призвана обеспечить население необходимыми продуктами питания. В этом отношении мы работаем в нескольких направлениях. Первое – работа с крупными торговыми сетями. Регулярно проводятся рабочие встречи с участием производителей, представителей федеральных и региональных торговых сетей и супермаркетов, в ходе которых нашим предприятиям предоставляется возможность продемонстрировать свою продукцию, заключить договоры, согласовать условия ее поставок. И как следствие – рост продаж в торговых сетях.

Например, ЗАО «Тандер» работает с 80 производителями Ставрополья. Закупает более тысячи наименований различных товаров, что позволяет реализовывать местную продукцию в магазинах «Магнит» практически на всей территории СКФО и ЮФО. Объем поставок ставропольских продуктов в эту сеть за девять месяцев вырос на 44 процента, превысив 7 миллиардов рублей. В краевой бюджет за 2011 – 2012 годы от деятельности сети «Магнит» поступило более 621 миллиона рублей. В данной торговой сети по краю создано около 7 тысяч рабочих мест. Вообще, за последние годы взаимодействие с федеральными торговыми структурами заметно расширилось. В конце прошлого года на краевом потребительском рынке начала работу сеть магазинов «Пятерочка». Сегодня уже открыто 39 магазинов, налажена работа с 23 производителями края.

Второе направление – работа с розничными рынками, которых в крае сегодня 63. Из них 15 – сельскохозяйственные, для аграриев предоставляется более 7 тысяч торговых мест. Третье – заключение соглашений о торговых наценках на социально значимые продукты питания. Комитет оформил соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве с 20 организациями, имеющими более 200 магазинов по краю. Одно из обязательных условий – увеличение реализации товаров местных производителей и применение торговой надбавки на основные социально значимые продовольственные товары не более десяти процентов.

Еще один из аспектов нашей работы – мониторинг качества продуктов питания, который проводится в рамках реализации программы комитета «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка в Ставропольском крае» совместно с аккредитованными лабораториями. За последние три года исследовано около двух тысяч наименований продуктов, произведенных в крае и за его пределами.

Пятое направление – выставочно-ярмарочная деятельность. В этом году организовано 134 площадки для ярмарок по реализации сельхозпродукции и товаров народного потребления. С начала года проведено более 400 таких торговых акций. Доброй традицией стали ярмарки выходного дня, где продукция отпускается по ценам производителей, места для торговли здесь предоставляются бесплатно. Это существенно сказывается на стоимости продукции, которая ниже на 10-15 процентов, нежели средняя цена в организациях торговли. Комитет является организатором ежегодной крупной выставки-ярмарки «Пищевая индустрия Ставрополья». В октябре в Москве на 15-й Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» мы организовали выставочную экспозицию лучших образцов продукции региональных производителей общей площадью около 200 кв. м. Впервые были представлены отдельные экспозиции 10 ведущих предприятий края, ставших уже известными в стране брендами.

– Насколько успешно в крае реализуется информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!», растет ли интерес к нему со стороны самих производителей?

– Напомню, он проводится по инициативе правительства СК. Основная цель – повышение потребительского спроса на свои продукты и товары, увеличение их доли на внутреннем потребительском рынке, эффективное взаимодействие производства и торговли, широкое информирование населения о производимых в крае товарах и привлечение внимания к ним за пределами Ставрополья. Активность и интерес к акции растут. Уже более 500 производителей участвуют в проекте. По краю размещено более ста баннеров, световых коробов, стендов, транспарантов-перетяжек с логотипом акции «Покупай ставропольское!». В этом году она проходит под девизом «Здоровое питание – здоровая семья».

– Насколько ощутимо выросла доля ставропольской продукции на прилавках супермаркетов края за время реализации проекта?

– С удовольствием отмечу, что проект «Покупай ставропольское!» позволил увеличить долю продукции наших производителей в крупных торговых сетях в следующих объемах: хлеба и хлебобулочных изделий – до 99%, мяса птицы – 97, цельномолочной продукции – 95, сливочного масла и сыров – 70, колбас и мясопродуктов – 40, макаронных и кондитерских изделий – 45, минеральной воды и прохладительных напитков – до 50%.

На Ставрополье есть предприятия, успешно конкурирующие на внутреннем и внешнем рынках. Отгрузку продукции на экспорт ведут ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «Петровские нивы», ОАО «Нарзан», ЗАО «Хайнц-Георгиевск», ЗАО «Транс», ЗАО «Кавминводы», ЗАО «Водная компания», ЗАО «Старый источник», ОАО «Холод», ГАП «Ресурс» и другие. Наши продукты питания можно встретить в торговле Астраханской области, Краснодарского края, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чукотского автономного округа, на Сахалине, в Казахстане, на Украине, даже в Объединенных Арабских Эмиратах.

В последние годы в крае заметно расширилась сеть фирменных магазинов – почти до тысячи. Практически каждый хлебозавод имеет свою торговую сеть, через которую реализуется от 30 до 80% собственной продукции. Производители стремятся располагать магазины в капитальных зданиях, уходя от маленьких ларьков и нестационарных торговых объектов.

– Галина Петровна, на какую поддержку сегодня могут рассчитывать предприятия пищевой и перерабатывающей индустрии края?

– Господдержка идет в рамках программы комитета «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка в Ставропольском крае». Она направлена прежде всего на развитие отраслевого производства, насыщение потребительского рынка качественной продукцией. В прошлом году из краевого бюджета на эти цели направлено более 42 млн рублей в качестве субсидий, в том числе 6,8 млн рублей – на технологическое оборудование, 11 млн рублей – на поддержку и развитие виноделия, 24,5 млн рублей – на производство хлеба из муки пшеничной первого сорта. Сейчас в комитете идет работа по выдаче субсидий на выпечку такого хлеба за счет региональной казны. В этом году на эти цели направлено более 64 млн рублей.

Отмечу, что за последние три года произошли значительные изменения в развитии материально-технической базы предприятий. Капитальные вложения превысили 14 млрд рублей, что существенно повлияло на качество выпускаемой продукции.

– Год, можно сказать, подходит к концу, насколько успешно сработали отраслевые предприятия края? Что в планах?

– Судите сами. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, за 10 месяцев составил 107,4 процента. По этому показателю мы опережаем Ростовскую область и Краснодарский край. Ставрополье является лидером по выпуску мясных полуфабрикатов среди регионов СКФО и ЮФО. Отмечается увеличение объемов по большинству видов продуктов: мяса и субпродуктов – на 23,5%, колбас – 4,4, полуфабрикатов мясных – 10, майонезов – 19, цельномолочной продукции – 15,7, продуктов детского питания на злаковой основе – на 21%. Динамично развивается розлив минеральной воды, который достиг более 300 млн литров. Край уверенно занял десятипроцентную нишу общероссийского розлива минералки. Выпуск винодельческой продукции увеличился почти вдвое. Поступление акцизов в краевой бюджет от реализации алкогольной продукции на начало декабря превысило 2 млрд рублей, что больше аналогичного периода минувшего года более чем на 300 млн рублей.

В рамках проекта «Покупай ставропольское!» в конце декабря состоится ежегодный смотр-конкурс среди организаций, выпускающих пищевые продукты и напитки. Наши предприятия начали подготовку к очень серьезному международному форуму. В январе в Берлине пройдет традиционная агропромышленная выставка «Зеленая неделя», где свою продукцию – продукты питания и напитки – представят и ведущие отраслевые предприятия Ставрополья.

Татьяна СЛИПЧЕНКО