07:03, 27 ноября 2013 года

Детской хореографической школе Ставрополя исполняется 25 лет

Проект вобрал в себя все лучшее, накопленное за четверть века. Во главе угла - стратегическая идеология школы, выбранная 25 лет назад ее основателем и бессменным руководителем, лауреатом международных конкурсов, заслуженным работником культуры России Александром Виниченко. А главным детищем школы по праву считается замечательный творческий коллектив - образцовый детский ансамбль танца «Радуга», неоднократный победитель множества конкурсов и фестивалей в Европе, Азии и Америке, обладатель Гран-при конкурса ЮНЕСКО «Золотой павлин». В его репертуаре танцы народов мира, классическая хореография, танцы детской тематики. На родном Ставрополье «Радугу» знают как непременного участника и украшение всех важнейших городских и краевых мероприятий.

Но и хореографическая школа когда-то выросла из ансамбля. Создавался он в 1986 году при городской детской школе искусств. Название «Радуга», вспоминает Александр Виниченко, придумали вместе с детьми: понравилось это звучное слово как символ чистой красоты, многоцветья, многообразия. Уже в первые годы он был замечен, выделился своим профилем: детский коллектив народного танца вышел на всесоюзный уровень, стал победителем фестиваля «Здравствуй, мир!», после которого «Радуге» единственной дали возможность выступить с сольным концертом в зале им. П. Чайковского в Москве, куда далеко не каждый профессиональный ансамбль попадает.

- Членам жюри импонировало, что мы представляем свой, ставропольский материал, - рассказывает Александр Павлович.

Тогда-то и родилась идея создания основательной учебной базы, где все это получило бы дальнейшее развитие. Идея вскоре обрела форму городской хореографической школы, у которой пока не было даже своего угла. Зато нашлись у Виниченко единомышленники-педагоги, согласившиеся вместе с ним начать с нуля. Пять лет шло становление, вырабатывалось магистральное направление, формировались свои требования. Через понятные притирки характеров и взглядов постепенно сложился преподавательский коллектив. Сначала их было всего пятеро, сегодня преподавателей и концертмейстеров около сорока человек. Школа работает по пятилетней системе обучения. Начальные классы всегда самые большие по количеству, потом происходит естественный отсев, потому что школа - это не кружок по интересам. Уходят дети, которым оказывается не по силам поставленная задача: не просто танцевать, но учиться танцу серьезно, каждо-дневно, без оглядки на трудности совмещения с учебой в общеобразовательной школе… Зато самые упорные и целеустремленные приезжают на занятия даже из Михайловска, Надежды, Изобильного, Московского… Причем эти дети никогда не опаздывают на занятия в отличие от городских. Шестилетние мальчики и девочки поступают сначала на отделение раннего эстетического развития с хореографическим уклоном, через год - подготовительное отделение, а в девять-десять лет они уже приходят в первый класс. У малышей по два занятия в неделю, затем нагрузки повышаются. Работа организована в две смены: если ребенок в общеобразовательной учится в первую смену, то сюда приходит во вторую, и наоборот. С этого года образование бесплатное. Хотя все прежние годы было платным, как и в музыкальных школах.

- Да, образование бесплатное, а финансирования-то нет! - в голосе Александра Павловича слышится сожаление. - А эти 250 рублей за одного ребенка в месяц все же закрывали часть наших «дыр». Кроме всего прочего это своего рода финансовая зацепка, на которой держались родители, была ответственность: надо заплатить, а раз заплатил - ребенок должен ходить! Да и вообще, учеба достаточно дорогая, даже будучи формально бесплатной: нужны специальная обувь, форма, сценические костюмы, которые практически шьются на средства родителей.

В мае школа начала работу над новым проектом, в котором только русские танцы разных жанров. В названии программы не случайны слова «Ликуй, Россия! Традиции и современность». Они отражают весь учебный процесс: от традиционных классических образцов народного танца до их современного прочтения.

- Мы никогда не шли на поводу у моды, не изменяли своему направлению. Только народный танец! Национальные традиции - тот путь, по которому мы будем идти и воспитывать наших детей. Не случайно нас так часто приглашают за рубеж. Кстати, ребята тоже особенно начинают ценить народный танец, попадая за границу. Там они видят, как в мире относятся к национальной культуре. На всех мировых фестивалях (особенно под эгидой ЮНЕСКО) от нас ждут именно это, другое никому не интересно. Мы же таким образом пропагандируем русское искусство в мире.

Международные маршруты ставропольских юных танцоров впечатляют: в Болгарии были шесть раз, в Турции - пять, в Испании - три, в Италии - дважды, бывали во Франции, Португалии, Канаде, на Тайване. На недавнем межрегиональном этапе Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы Россия» также получили диплом, показав танец некрасовских казаков и «Разгуляй». А еще «Радуга» была единственным самодеятельным участником большого гала-концерта мастеров искусств Северо-Кавказского федерального округа в Москве, рядом с такими знаменитыми, как «Алан», «Вайнах», «Ставрополье», «Кабардинка», «Лезгинка»…

Александр Виниченко считает себя счастливым человеком уже потому, что судьба подарила ему радость учить ребят народным танцам. В том числе и потому, что мы живем на Северном Кавказе. А ведь на Кавказе издавна считается, что мужчина не мужчина, если не умеет танцевать. Впрочем, и в России когда-то в каждой гимназии обязательным был урок танца, юноши учились быть подтянутыми, умели пригласить даму… Со временем русское национальное стало растворяться в общей массе. А вот другие народы сохранили свои корни.

- Я не националист, у меня много друзей в республиках, просто я хочу, чтобы русская культура жила, чтобы ее уважали, - поясняет А. Виниченко. - Вот поэтому у нас есть программы «Дорога к танцу», «Дорога к миру», «Танцы разных народов». Если мы едем в какую-то страну, стараемся там обязательно исполнить их танец. В Тайване, например, наш китайский танец шел на ура, нам там даже костюмы для этого сшили, китайцы это ценят.

В учебной программе школы присутствуют танцы разных народов: дети должны с ними ознакомиться, узнать разные культуры, колорит, тем самым еще больше понять и оценить свою культуру. Накоплен уникальный золотой фонд - номера, переходящие из поколения в поколение. В «Ликуй, Россия!» включили композиции, которым уже по 20 лет. Но и обновление программы обязательно! Это не дает застояться педагогическим мозгам, считает А. Виниченко, называя себя играющим тренером. Талантливый постановщик-балетмейстер, каждую новую идею он старается поскорее воплотить, да и детям это интересно. При том что за всю жизнь поставил столько номеров, что, наверное, можно было бы вообще уже ничего не ставить, а ему хочется чего-то еще…

- Каждый ребенок у нас вполне осмысленно подходит к занятиям! В этом году довелось много общаться с кавказскими коллективами, и дети наши хорошо почувствовали, что в кавказском танце превалирует мужчина, мужской танец на первом месте, там энергетика другая. А в русской народной хореографии преобладает женское начало, так исторически сложилось. Даже в названиях это прослеживается - «Барыня», «Сударушка», «Лебедушка». Ну и какой-нибудь один мужской «Трепак»…

Слово «хореографическая» в названии школы, конечно, подразумевает знание классических азов. Классический танец - основа всего, без его освоения не достичь тех высот, которые имеет школа А. Виниченко. Сценический - не бытовой - народный танец, родоначальником которого в нашей стране был И. Моисеев, вообще опирается на классику. Таков и танец «Радуги», специально поставленный, по определенным канонам. Фольклорный танец казаков-некрасовцев исполняется на основе движений, собранных непосредственно в Левокумском районе, но его аранжировка - все-таки академический вариант.

Школа вовсе не ставит задачу готовить ребят к дальнейшей профессиональной работе с танцем. Однако многие выпускники на это идут. Успешно трудятся в ансамблях «Ставрополье», «Вольная степь», «Слобода», работают танцовщиками, хореографами в Москве, в ведущих государственных коллективах - ансамбле танца «Березка», хоре им. Пятницкого, ансамбле песни и танца им. Александрова, а также в Америке, Италии, Болгарии. У Татьяны Захаровой в Испании своя прекрасная труппа.

Так что продолжать начатое Виниченко дело, к счастью, есть кому. Регулярно в педагогический коллектив школы вливаются ее выпускники, получившие среднее специальное и высшее образование. Половина педагогов - молодежь, и хорошо работающая молодежь. Вместе с ветеранами она составляет замечательный профессиональный сплав поколений мастеров-единомышленников. Татьяна Загинайко, отличник культуры, работает в школе со дня основания, ведет классический танец, однако прекрасно разбирается во всех направлениях хореографического искусства, тонкий психолог, умело работает с детьми. И работает с сердцем, через человеческий фактор, в ее классах всегда самые крепкие родительские комитеты. Замечательный специалист Ольга Селюкова, преподаватель народного танца. Из молодежи, выпускников школы, успешно работают Наталья Конопко, теперь уже замдиректора по воспитательной работе, Анна Орехова, Людмила Остапенко, Юлия Белокобыльская, Екатерина Виниченко, преподаватель и администратор ансамбля. Очень хорошим концертмейстером зарекомендовал себя Юрий Бровун, свой немалый вклад в общий успех вносят пианисты Оксана Шахова, Ирина Мирошниченко, репетиторы ансамбля «Радуга» заслуженная артистка РФ Елена Бойко и Александр Бойко.

Вместе они и о будущем размышляют. Ведь построенное два года назад долгожданное здание школы - только учебный корпус. С прекрасными балетными, тренажерными залами, костюмерными, душевыми и прочим. Но учебный процесс подразумевает наличие достойной репетиционно-концертной базы. Проектом она, кстати, предусматривалась. Ограниченность финансов не позволила реализовать все сразу, ведь и к этому шли целых 18 лет.

- Живем мечтой о следующем корпусе, - улыбается Александр Павлович. - С администрацией города у нас хорошие отношения, не можем пожаловаться на невнимание. Но остаемся реалистами, понимаем трудности бюджета, не ходим только с требованием «дай!». Сначала надо сделать что-то самим...

Что ж, достижения школы сегодня на виду в городе, крае, стране. Так что коллектив, наверное, все-таки дождется и строительства второго корпуса. Правда, настораживает появление рядом со школой, внутри густонаселенного «спального» микрорайона, некой посторонней стройплощадки, которую требуется обходить, чтобы попасть к центральному входу в школу. Зачем кому-то понадобилось занимать и без того тесное пространство, которому по-хорошему лучше бы оставаться свободным?! А детям ежедневно приходится преодолевать это препятствие на пути к классам, в которых живет такое красивое, такое живое искусство танца.

«Другое никому не интересно»
Газета «Ставропольская правда»
27 ноября 2013 года