06:35, 23 ноября 2013 года

«Детство, воспитание и лета юности русских императоров» – столетняя книга в краевой библиотеке в Ставрополе

Одну из таких книг - «Детство, воспитание и лета юности русских императоров» И.Н. Божерянова - можно считать юбиляром. Сто лет назад Россия праздновала трехсотлетний юбилей Дома Романовых, к этой дате и был приурочен выход роскошно изданного альбома. Издание было предпринято обществом попечения о бесприютных детях для усиления средств по присмотру детей военнослужащих. Даже сегодня, сто лет спустя, четкий текст, многочисленные фотографии, редчайшие гравюры, письма, снимки листов учебных тетрадей, цветные рисунки делают книгу интересной и полезной для чтения.

А еще альбом посвящен 10-летию цесаревича Алексея. Несколько страниц отведено фотолетописи его жизни. Среди иллюстраций, например, очень любопытны снимки, подчеркнуто изображающие подвижность и трудолюбие юного наследника престола: с поленьями дров, на велосипеде, в лодке.

Из текстового повествования книги можно получить самые неожиданные, многим неизвестные сведения. К примеру, о том, что с ученьем грамоте будущему императору России Петру I не очень повезло, поскольку нередко его заставляли учить «на-изусть, в долбежку». Но это имело и свои плюсы: впоследствии русский царь «читал на клиросе и пел не хуже дьячка». Зато наглядное обучение, игры «на полном просторе» оказали явную пользу живой натуре Петра Первого, освоению им военных наук, последующему служению Отечеству.

Не менее удивительно читать и о том, как будущий император Александр Первый воспитывался любящей бабушкой, «которая стремилась развить в своих внуках здравые понятия и вкус к изящному». Бабушка, а ею была Екатерина Великая, даже лично написала «Бабушкину азбуку» и сочиняла для внуков сказки! По воспоминаниям современников, Александр рос очень внимательным, любил красить, оклеивать обоями стены, самостоятельно учился читать и писать.

Трепетные человеческие отношения связывали будущего царя Николая Первого с его няней. Это она привила ему искреннюю религиозность, научила читать молитвы, часто вела духовные беседы. Благодарный воспитанник к праздникам посылал любимой няне гостинцы.

Александра II с сестрой Марией Николаевной матушка их, императрица Мария Федоровна, старалась подружить, живо участвуя в их совместных играх. Конечно, неслучайно в детях навсегда сохранилось почтение к своей матери.

Важно отметить, что юных царственных особ воспитывала целая плеяда великих людей России. Среди наставников были видные ученые, выдающиеся военачальники, известный поэт В. Жуковский, историк С. Соловьев. И об этом подробно, увлекательно рассказывает издание.

Книга-альбом «Детство, воспитание и лета юности русских императоров» при всей своей старинной изысканности и уникальности, пожалуй, действительно несет в себе доныне важное воспитательное начало. В ней мы видим не только сраницы российской истории, но и по-прежнему актуальные педагогические смыслы.

Антонина АШИХМИНА
«Актуальный фолиант»
Газета «Ставропольская правда»
23 ноября 2013 года