14:45, 28 октября 2013 года

В Краснодаре состоялся юбилейный фестиваль фотографии PhotoVisa

Фестиваль PhotoVisa в цифрах - это 17 площадок, расположенных не только в Краснодаре, но и в Анапе и Новороссийске; это 24 выставочных проекта, 14 лекций и мастер-классов, это три вечера просмотра кино- и мультимедиапрограмм.

Пожалуй, с мультимедиа и начнем. Первый вечер стал триумфом ИД «Коммерсант» и РИА «Новости». На большом экране зрители смогли насладиться работами фотослужб новостных монстров. Тут был и веселый ролик про Дмитрия Медведева, и шикарные снимки с Олимпиады в Китае, а также замечательная работа Валерия Мельникова Chavista Socialism, посвященная всенародному культу Уго Чавеса и скорби на его похоронах в Венесуэле, и множество других работ. Второй вечер на экране царствовал гость PhotoVisa фестиваль «ПЭКШОТ»: Владислав Щепкин привез короткометражные фильмы российских и зарубежных авторов. Думаю, многим понравился открывающий показ ролик-басня «Ужин» Александра Ефремова, главными блюдами которого стали остроумие и отличные «голливудские» спецэффекты. Меня лично очень тронула кинопоэма «Птица» Петра Ступина. Эта работа - некое переосмысление жизненных метаний авторов, их ошибок, побед. И уж точно никого не оставила равнодушным история «Семья» Аксиньи Гог о вхождении человека в этот мир, в семью и нежелании в ней оставаться. Закрывала же кинопоказ Любовь Журомская с очень своеобразным фильмом «Маши, Саши». В третий вечер состоялось награждение участников конкурсной программы фестиваля PhotoVisa. Лучшим мультимедийным проектом, по мнению жюри, стал «Вкл-Выкл» Вадима Козлова, а фотофильм Алексея Куденко «Дорога в никуда» занял второе место.

Что же касается лекционной части фестиваля, то для меня настоящим открытием стала Аргентина, точнее, «Современная аргентинская фотография». Э. Харрингтон провела исторический экскурс, познакомив с классиками и новаторами фотографии из этой страны. Не менее увлекательным было знакомство и с тревожной природой Австралии. Аласдер Фостер не только продемонстрировал впечатляющие пейзажи континента, но и рассказал о проблемах, возникающих при соприкосновении людей и природы. Очень живая и эмоциональная встреча прошла с польским фотографом Адамом Панчуком. Он продемонстрировал несколько своих проектов «Карчебы и деревенские актеры» и историю, снятую в Исландии, о людях, общавшихся с эльфами. Очень двойственные чувства у меня остались после встречи с Яном Смитом. С одной стороны, это замечательные фотографии: рассказ о японских амулетах, дне девочек, который праздновался за три дня до трагедии, а с другой стороны, все это снято в зоне отчуждения вокруг атомной станции в Фукусиме. Такой рассказ действительно заставляет задуматься, не является ли технический прогресс преддверием Апокалипсиса.

Еще из череды интересных и познавательных встреч я хотел бы выделить лекцию организатора парижского портфолио-ревю Lens Culture FotoFest Paris Джима Каспера, на которой он рассказал, как лучше фотографам подавать свои работы, чтобы их заметили, а также раскрыл некоторые секреты и тонкости общения и сотрудничества с галеристами, кураторами и представителями журналов.

Что касается выставок, то это был настоящий визуальный праздник, организаторы фестиваля отобрали лучшие работы авторов со всего мира. Первым я представлю фотографа из Сочи Михаила Мордасова с проектом «Тихие игры». Выставка рассказывает о «тестовых» соревнованиях на олимпийских объектах. На снимках Михаила акцент со спортивных соревнований перенесен на атмосферу и настроение, сопровождавшие это действо. Хотя атмосфера и настроение - это, наверное, главное, что есть в фотографии. Или, правильнее сказать, фотография ценна тем, что может передать настроение, атмосферу. Например, знакомясь с проектом Игоря Култышкина «Ванькины сказки», я вспомнил песню «Город золотой», а именно строки: «Гуляют там животные невиданной красы». Проект Игоря - волшебство, завораживающее с первой секунды, когда видишь сияющего вола, царственного льва, ускользающую лошадь и надвигающегося тура. Не менее сказочной кажется и выставка Лилианы Молеро «Настроение». Ее работы очень художественны, возникает ощущение, что ты смотришь не на фотографию, а на акварель, и это чувство стопроцентно. Все, начиная от цветов, тональности, расположения объектов в кадре, говорит о том, что это рисунок. Но это фотография, причем не подвергавшаяся цифровой обработке. Как говорит сама Лилиана, «почти все фотографии сделаны на рассвете в утреннем тумане. На них изображена рыбацкая деревня Барра де Вализас в Уругвае. Это красивое место, и очень важно, чтобы оно было сохранено для человечества».

А вот всем известный винзавод «Мысхако». Благодаря усилиям фотографа, музыканта и перфомансиста Святослава Пономарева его территория становится произведением искусства. Святослав соединил в цифровых коллажах классические произведения и цитаты из священных текстов.

- Святославу удалось объединить своими работами это место и историю мировой культуры. Люди, попадая на этот завод, как бы входят внутрь большой книги, - считает арт-директор международного фестиваля PhotoVisa Ирина Чмырева.

Конечно, эта заметка рассказывает лишь о малой толике того, что было на фестивале. Многое трудно передать словами, это действительно нужно увидеть. И радует, что такой фестиваль существует и продолжает свою работу. Спасибо организаторам, нашедшим силы и средства, чтобы превратить Краснодар в фотостолицу Юга России. И, уверен, до новых встреч на PhotoVisa уже в 2014 году!

«Карчебы и винзавод»
Газета «Ставропольская правда»
30 октября 2013 года