Это сегодня Ирина Комленко – заслуженная артистка России, любимица публики, заполняющей зал Ставропольского краевого театра оперетты, актриса, своим красивым голосом, привлекательной сценической внешностью да и просто природной красотой покоряющая поклонников. А вот в момент своего появления на свет она не знала и, конечно, не могла знать, что в этот же день великий Имре Кальман отмечает свой день рождения. Не символично ли, что при таком совпадении ей был судьбой уготован путь артистки оперетты? Путь, осененный легендарным Кальманом, ставшим ее любимым композитором.

Ирина Комленко

Ирина Комленко

Уже в детстве Ирина видела себя артисткой: петь и непременно на оперной сцене – какое это было бы счастье! Музыкальная школа, училище в Воронеже, Ленинградская консерватория. И вот она, исполнившаяся мечта – партия Татьяны в выпускном спектакле, опере «Евгений Онегин». Ее приглашают в Пятигорск. Невидимая рука Кальмана позвала ее в театр оперетты с его яркими спектаклями. Не оперными, но ведь какая музыка!

Первой партией была роль Одетты Даримонд в оперетте И. Кальмана «Баядера». А далее любимые публикой героини: Сильва и Марица, Теодора Вердье в «Мистере Икс», Виктория в «Последнем чардаше», Ютта в «Голландочке», Нинон в «Фиалке Монмартра»… Можно сказать, Кальман предначертал артистке свое тонкое, проникновенное понимание характеров необыкновенных женских судеб, созданных им. Да и не только им. В ее сценической жизни почти сотня героинь опереточной классики – красивых и неизменно любимых зрителями женщин. Прекрасная Елена и гордая цыганка Саффи, веселая вдова Ганна Главари и прекрасная леди Элиза Дулиттл (роль, отмеченная губернаторской премией). Весь классический и советский репертуар театра был исполнен Ириной Комленко, и всегда она в главных ролях. Любимица публики, обладающая красивым тембром лирико-драматического сопрано, необыкновенной вокальной свободой, сценическим обаянием, а главное, умением быть на сцене живым человеком – все это проявлялось в партиях ее героинь, чей внешний облик и внутренний мир полны не-обычайной гармонии. О ее благородстве, скромности, отзывчивости очень тепло и трогательно говорят коллеги по театру. А талант артистки высоко оценивают и зрители и пресса – от городской до столичной.

Несмотря на то что творческая судьба сложилась удачно и все, о чем она мечтала, осуществилось, Ирина Комленко продолжает учиться. Она берет уроки вокала у Маргариты Шадриной, профессора Академии А. Шнитке. Она всегда помнит напутствие своего учителя Д. Киреева – постоянно работать над собой, держать себя в форме (свои книги о солистах Большого театра он вместе с напутствием подарил любимой ученице, а она теперь передала их любимому театру и его молодым артистам).

Ирина и сама с удовольствием передает богатый профессиональный опыт молодежи и радуется творческому росту артистки Оксаны Филипповой, режиссера ростовского театра Анастасии Мишакиной, лауреата международных конкурсов Ольги Шиманской, которая так отзывается о своей наставнице: «Петь с артисткой, которая в совершенстве владеет собой и голосом на сцене, большое счастье. Она прекрасный педагог, у нее всегда хочется учиться».

Наглядный образец для подражания и первоклассная учеба – ее дуэты с заслуженным артистом России Алимом Абалмасовым, принимаемые зрителями с неизменным успехом. Он всегда сопутствует им и в дни гастрольных выступлений театра в Ставрополе, где также хорошо знают и всегда ждут пятигорскую приму.

Но не забыла артистка и свою юношескую мечту – любовь к опере, к которой со временем добавилась и новая любовь – романс. С удовольствием выступает она с концертами в музыкальной гостиной Дома-музея М.Ю. Лермонтова, куда с радостью спешат ее многочисленные поклонники, причем среди них немало отдыхающих на курортах. Уровень ее таланта высоко оценило жюри Международного конкурса вокалистов в Италии, где она исполняла на итальянском языке произведения оперного жанра. А на II Всероссийском конкурсе исполнителей русского романса во Владикавказе жюри, возглавляемое Артуром Эйзеном, присудило артистке звание лауреата и специальный приз. Ее исполнение романсов отличает искренность и глубина чувств, легкость и лиричность. «Романс – это любовь, грусть, страдания, – говорит Ирина Комленко. – Его надо петь душой, сердцем, в котором каждый хранит что-то свое, бесконечно близкое, дорогое».

…Юбилейные даты подкрадываются как-то незаметно. И оглянувшись вдруг назад, не сразу окинешь взглядом насыщенную событиями яркую творческую жизнь. Более 30 лет отдала Ирина Акимовна Комленко служению в театре оперетты. Любой музыкальный театр мог бы гордиться такой звездной артисткой, которую зрители неизменно встречают и провожают овацией.

Нелли ВАГНЕР, заведующая литературной частью театра оперетты