06:23, 19 октября 2013 года

Предгорному комплексному центру социального обслуживания населения исполняется 20 лет

И это правильно. Старые и малые - самые беззащитные в любом обществе. Сегодня, когда механизм социальной политики в основном (напомним, Концепция развития социального обслуживания населения РФ была принята в 1993 году) создан, говорится уже о новых механизмах, формах и методах ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса социальных услуг.

В этом плане деятельность органов государственной власти Ставропольского края по социальной защите населения, оказанию государственной социальной помощи свидетельствует о том, что на территории региона осуществляется комплексный подход к этой проблеме, который и стал залогом ее решения.

Комплексный подход

Что такое комплексный подход? А именно на него нацеливает министерство социальной защиты населения Ставропольского края своих подчиненных в оказании государственной социальной помощи. Попросту говоря, это создание такой системы социального обслуживания, которая обеспечивала бы разно-образные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне и включала в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке помимо той, которая предоставляется централизованно. То есть вопрос ставится, скажем так, о сочетании федеральной заботы и заботы региональных органов власти.

Пример такого комплексного подхода - состояние дел по социальной защите инвалидов, пожилых людей и детей в Предгорном районе. Здесь действует государственное бюджетное учреждение «Предгорный комплексный центр социального обслуживания населения», которому 22 октября исполняется 20 лет. (Всего же в ведении министерства социальной защиты населения СК 61 государственное бюджетное и 12 казенных учреждений социального обслуживания населения.) Вот о нем и пойдет речь.

Как все начиналось

Рассказывает Наталья Дмитриевна Донская, которая возглавляет Предгорный центр соцобслуживания на протяжении этих десятилетий:

- Двадцать лет... Для человека это прекрасное время начала продуктивного жизненного пути. Для учреждения - время подводить промежуточные итоги и строить планы на будущее. А для нашего центра это целая эпоха формирования и развития эффективной социальной службы, поиска путей совершенствования способов социальной поддержки нуждающихся слоев населения и наработки уникального опыта в решении социальных проблем.

Наш центр был создан одним из первых в крае. Он базовый для всего Ставрополья и с 1996 года является опорно-экспериментальным и в Российской Федерации. У нас проводятся краевые и всероссийские семинары, приезжают за опытом коллеги со Ставрополья и других регионов.

Начинали же практически с нуля: не было помещений, опыта работы. Нужно учесть, что Предгорный район особый. Он расположен в южной части Ставрополья и является важной составляющей особо охраняемого курортного региона Кавказских Минеральных Вод. В районе 15 муниципальных образований, 45 населенных пунктов, в которых проживают более 106 тысяч человек. Вот для них-то и решения их проблем начал работать Предгорный центр социального обслуживания населения.

Основу деятельности центра в начале пути составляло надомное социальное обслуживание, которое было организовано во всех сельских администрациях района. Уже в то время сотрудники центра апробировали и внедрили социальную технологию организации обслуживания по участковому принципу. Суть ее в том, что социальный работник доходит до каждого жителя на своем микроучастке, не оставляет без внимания ни одной проблемы. Сегодня участковый принцип организации обслуживания широко используется не только на Ставрополье, но и в других регионах России.

- Мы начинали эту работу, - продолжает Наталья Дмитриевна, - с понимания того, что в такое сложное время, как нынешнее, важно не оставить на обочине жизни, дать надежду, утешение и, главное, реальную помощь всем людям, нуждающимся в социальной поддержке.

Уже тогда руководитель центра уловила тенденцию демографического старения населения, особо выраженную в сельской местности. И учреждение стало развиваться не по типовому положению. Не так, как предписывали бумаги, а как это было необходимо людям. Время показало, что выбор был сделан правильно.

Одновременно с надомными службами были открыты дома пожилого человека, отделение срочного социального обслуживания и детский социальный приют.

По крупицам нарабатывался уникальный опыт центра, в котором оптимально сочетались особенности потребностей жителей, внутренние резервы самого учреждения и его коллектива.

...А своего дома у центра не было. Только через семнадцать лет, в 2010 году, в станице Ессентукской было построено здание, в котором сейчас располагается Предгорный комплексный центр социального обслуживания. Как рассказали в министерстве социальной защиты населения СК, торжественное открытие нового здания центра стало определенной знаковой точкой не только для системы социальной защиты жителей района, но и для Ставрополья в целом. Здание было построено в очень сжатые сроки - с августа 2009 по май 2010 года. Из краевого бюджета было выделено 30 миллионов рублей. А администрация Предгорного муниципального района предоставила земельный участок под новое здание.

На площади в 760 квадратных метров размещен большой комплекс: социально-оздоровительное отделение, отделения срочного социального обслуживания, социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, социальные магазин, парикмахерская, столовая, мастерская по ремонту обуви, тренажерный зал и административно-хозяйственный блок. Новый дом позволил улучшить и условия деятельности сотрудников, организовать работу с клиентами на высоком уровне и обеспечить предоставление им качественных социальных услуг в полном объеме. Плюс к этому чистота, уют, клумбы во дворе, «умные лампочки» внутри здания, которые загораются только на подходе.

Все это точно вписывается в реализацию Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. А приоритетной целью и министерства, и социальных работников вообще, и коллектива Предгорного центра стало улучшение качества жизни населения края и отдельно взятого района.

Маленькая страна

Давайте же попробуем разобраться, что сегодня представляет комплексный центр социального обслуживания в Предгорном районе. Если говорить в общем, то это социальная служба нового типа, которая на практике реализует государственную социальную политику поддержки незащищенных слоев населения через социальное обслуживание, предоставление социальных услуг и всех видов помощи.

Конкретика же будет сложней. Когда смотришь на карту Предгорного района, на которой точками обозначены подразделения центра (их 32) и линиями - их взаимосвязи, кажется, что весь он, как организм человека, пронизан сосудами. Это и есть артерии заботы, артерии добра социальных работников центра. «Артерий» много. Потому что стабильная сеть структурных подразделений центра образует многопрофильную и многофункциональную систему социальной поддержки населения во всех населенных пунктах района.

Перечислим же точки, отмеченные на социальной карте района. Это сам центр, отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания, дома пожилого человека (так называют отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов малой вместимости, на 15-20 человек), социально-оздоровительное отделение, отделения срочного социального обслуживания, торгового обслуживания, профилактики безнадзорности детей, организационно-методическое отделение.

Ну, согласитесь, такой большой и многопрофильный комплекс может работать эффективно только во взаимосвязи со всеми своими звеньями.

Государственная политика

Руководители министерства труда и социальной защиты населения (так оно называлось в годы создания центра) оценили новый подход и оказали на всех этапах развития центра конкретную помощь. Не изменяют этой традиции и сейчас. Ведь делают сотрудники министерства и Предгорного центра одно дело - от имени государства оказывают социальную помощь тем, кто в ней нуждается.

- Министерство социальной защиты населения оказывает большую поддержку Предгорному центру социального обслуживания, как и другим учреждениям, входящим в нашу структуру, - говорит Николай Кобыляцкий, начальник отдела организации социального обслуживания и адресной помощи населению. - За последние три года помимо нового здания центра министерством выделено 4,5 миллиона рублей на текущий ремонт стационарных отделений, в нынешнем году центр получает автомобиль «Лада - Ларгус» для организации работы мобильных бригад (на это пошли средства ПФР по Ставропольскому краю и краевого бюджета).

Но не только финансовой поддержкой определяется наше взаимодействие. Ведь, по большому счету, речь идет о деятельности органов государственной власти Ставропольского края в сфере государственной социальной помощи, попечительства и патронажа. Эти и многие другие задачи выполняет Предгорный центр социального обслуживания. Министерство регулярно оказывает его сотрудникам методическую и консультативную помощь, на его базе мы проводим краевые и межрегиональные семинары-практикумы по проблемам социального обслуживания населения и здесь же ежегодно обучаем социальных работников центров Ставропольского края.

Добавим, что работающая в Предгорном центре школа социального работника по результатам обучения выдает слушателям сертификат государственного образца. В 2013 году здесь прошли обучение и аттестованы 78 работников центра.

Дом тепла и надежды

Встречаются в жизни люди, в душе у которых живет потребность творить добро. А когда такая потребность становится еще и профессией, то получается делать добро целому району, вернее, его пожилым гражданам. Вот так и трудится в Предгорье коллектив центра. Все без исключения сотрудники понимают, что, когда ты молод, полон энергии и сил, находишься в окружении родных и друзей, кажется, что даже думать о старости не имеет смысла. Но приходит возраст, когда человек остается наедине с собой, и он словно выпадает из обоймы. Ему не хватает общения, его мудрость, жизненный опыт оказываются никому не нужны. А если к тому же за ним некому ухаживать, нет плеча, на которое можно опереться, то старость зачастую оборачивается настоящей трагедией.

Сегодня в стационарных отделениях центра живут 78 человек в возрасте от 70 до 110 лет. Не удивляйтесь, продолжительность жизни здесь довольно высока. Люди, находясь в обстановке домашнего уюта и комфорта, не лишены душевного тепла и общения. Мне довелось побывать во многих домах пожилого человека. Нет здесь ни показухи, ни нарочитой заботливости. Все как дома, казенщиной и не пахнет. И в прямом, и в переносном смысле.

Мини-санаторий

Сейчас министерство социальной защиты населения СК ставит задачу внедрять в практику государственный стандарт «Социально-оздоровительное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Ставропольском крае». И коллектив Предгорного центра социального обслуживания населения сделал многое как раз для того, чтобы такой стандарт можно было внедрить.

Социально-оздоровительное отделение станицы Ессентукской в год посещают более трехсот человек. Действует этот мини-санаторий по принципу профильных смен. Путь в него открыт пенсионерам и инвалидам всех 15 муниципальных сельских образований. Профильный принцип означает, что в одну смену здесь собирают, например, любителей-садоводов, в другую - сельских мастериц, в третью - любителей поэзии… Общность интересов, как выяснилось, еще один важный фактор.

До октября 2012 года это отделение называлось отделением дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Оно было перепрофилировано в социально-оздоровительное в связи с изменением спроса на рынке социальных услуг. Это отделение - самое любимое детище его сотрудников и клиентов. Здесь все заставляет забыть и об инвалидности, и о болезнях, и о возрасте. Возрождение к жизни, короче говоря. Кстати, из всех населенных пунктов района клиентов в отделение утром привозит социальное такси, а во второй половине дня доставляет к месту жительства.

Оздоровление (фитотерапия, прием минеральной воды, кислородный коктейль, хвойно-жемчужные и йодобромные ванны, грязевые аппликации, лечебная физкультура, занятия на тренажерах, пять видов массажа и др.), интеллектуальные игры, тематические вечера, творческие выставки и литературные странички - вот чем наполнен здесь каждый день. Кроме того, работают клубы по интересам, к примеру, любители русских народных песен называют себя «Селяночка», а те, кто желает обучиться компьютерной грамоте, - модным нынче словом «Флешка». Что немаловажно, люди, побывав и познакомившись в отделении, продолжают общаться уже и вне его стен. Кто побывал здесь раз, обязательно хочет приехать еще.

Главное достижение работы этого отделения в том, что люди, в силу болезни или инвалидности пребывающие в некой пустоте, начинают себя чувствовать востребованными.

Люди - для людей

Центр сегодня оказывает услуги не только пожилым одиноким людям, но и инвалидам, многодетным и малообеспеченным семьям, безнадзорным детям, беженцам и вынужденным переселенцам - в общем, всем, кому такая помощь нужна. Причем не обязательно самому идти за помощью (согласитесь, это достаточно неприятная процедура). Его специалисты ведут постоянный мониторинг потребностей тех людей, которым помощь пока не нужна, но может понадобиться (например, после окончания сезонной работы).

Но и сами социальные работники - такие же люди, для которых условия труда (заметим, тяжелого) имеют огромное значение. Поэтому организации труда социальных и медицинских работников в центре уделяется особое внимание. Сегодня соцработники Предгорного центра обслуживают клиентов не с дневником (тетрадкой в клеточку), а с мини-компьютером, «ПАЛМ» называется. Здесь внедрен пилотный проект по автоматизации социального обслуживания на дому. Того самого, который в других городах и весях порой считается непрестижным.

Какой уж тут престиж - в магазин сходить, полы помыть! Мини-компьютер освобождает соцработников не только от выполнения механической работы по ведению дневника за каждым опекаемым и способствует улучшению качества обслуживания, но и повышает статус самого социального работника. Эффективность от автоматизации очевидна: у социального работника высвобождается время для предоставления дополнительных социальных услуг, которые востребованы клиентами.

В центре активно осуществляются поиск идей, разработка и внедрение инновационных технологий социального обслуживания. Смотрите, что придумали и внедрили! «Санаторий на дому», «Скандинавская ходьба», «Социальный и виртуальный туризм», «Глинотерапия», «Гарденотерапия» и другое.

Много забот, согласитесь. Как со всеми справляются? В центре создана и эффективно реализуется программа межведомственного взаимодействия, которая позволяет осуществлять интеграцию всех ведомств, учреждений, служб, оказывающих социальную помощь населению, укреплять организационно-методическую, информационную, материально-техническую базы учреждения, привлекать дополнительные средства для оптимизации процесса социального обслуживания и тем самым повышает качество предоставляемых социальных услуг.

На протяжении многих лет центр тесно сотрудничает с филиалом РГСУ в Пятигорске. На базе центра регулярно проходят семинары-практикумы для студентов и слушателей курсов повышения квалификации.

Итожа прожитое

- За 20 лет работы нашего учреждения, - рассказывает Наталья Донская, - одним из основных достижений является то, что нами создана и успешно реализуется модель комплексного центра социального обслуживания населения для сельской местности. Этот проект - логическое продолжение многолетней работы центра по апробации, развитию и совершенствованию целостной системы по обеспечению сельского населения высококачественными социальными услугами. Сегодняшняя работа центра и его достижения - это и есть результат реализации социального проекта «Оптимальная модель комплексного центра социального обслуживания населения в сельской местности».

Согласитесь, что сегодня, когда во многих селах не осталось домов быта, а значит, и ателье, и парикмахерских, и мастерских по ремонту обуви, а люди не могут «за стрижкой», например, ездить в райцентр, такие мини-центры стали настоящей палочкой-выручалочкой. Именно поэтому опыт Предгорного центра соцобслуживания так востребован не только в нашем крае, но и во всей России.

Для эффективной реализации работы в этом направлении в структуре центра функционируют дополнительные подразделения «Служба сервиса», «Экипаж милосердия», «Социальное такси», «Мобильная бригада» и другие.

Вода под лежачий камень...

Весь коллектив центра проводит на протяжении 20 лет огромную работу по привлечению внебюджетных источников финансирования, которые складываются из средств от оказания платных услуг (кстати, цены на которые социальные), благотворительных пожертвований, участия в многочисленных социальных проектах и программах.

В центре твердо уверены, что творить добро на благо людям - почетная миссия. Вот и ходят, убеждают всех в том, что милосердие - правило жизни современных людей. И понимание есть.

За 2012 год на нужды центра привлечено более 15,3 миллиона рублей, а за 9 месяцев 2013 года уже 13,6 миллиона. Все эти средства направляются на укрепление материально-технической базы центра, оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и на увеличение заработной платы сотрудникам центра.

О самом главном

Что же самое главное в работе Предгорного центра соцобслуживания? Главное - пусть несколько казенно это и звучит - повышение эффективности, качества социального обслуживания, уровня жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечение доступности и своевременности получения гражданами социальных услуг, предоставление их большинству граждан из числа тех, кто нуждается в социальной поддержке и социальном обслуживании, увеличение степени удовлетворенности качеством оказываемых социальных услуг. И еще многое-многое другое.

Центр будущего

Конечно же, весомые результаты деятельности центра определяются высоким профессионализмом его сотрудников. Ежегодно работники учреждения принимают активное участие в проектах и конкурсах различного уровня. В числе достижений - призовые места во всероссийских, региональных и районных конкурсах профессионального мастерства, в конкурсах, организуемых Федерацией профсоюзов Ставропольского края. Центр является полным кавалером почетных знаков «За применение эффективных методов управления качеством, значительные результаты по повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг» (Серебряный, Золотой, Платиновый ордена «Отличник качества Ставрополья»). Традиционным стало ежегодное проведение краевого конкурса культуры социального обслуживания населения Ставропольского края. Не раз центр становился его победителем и в отдельных номинациях, и по итогам конкурса в целом.

Хорошо бы, чтобы все учреждения социального обслуживания были такими, как Предгорный центр. Не зря же заслуженный работник социальной защиты РФ Нина Шумская, почти двадцать лет проработавшая заместителем министра соцзащиты края, а сейчас возглавляющая общественный совет министерства социальной защиты населения СК, назвала Предгорный центр социального обслуживания центром будущего и эталоном учреждения социального обслуживания в Ставропольском крае. И добавила: а может быть, и всей России...

 

Этапы большого пути

1995 год - Предгорному комплексному центру социального обслуживания населения приказом управления социальной защиты населения Ставропольского края присвоен статус базового учреждения;

1996 год - центру постановлением коллегии Министерства социальной защиты населения Российской Федерации присвоен статус опорно-экспериментального учреждения;

2002 год - центр награжден дипломом «За применение эффективных методов управления качеством, значительные результаты по повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг»;

2003 год - центр стал победителем смотра-конкурса на звание «Центр социального обслуживания населения образцовой работы»; награжден дипломом и знаком Серебряный орден «Отличник качества Ставрополья»;

2005 год - награжден дипломом и знаком Золотой орден «Отличник качества Ставрополья»;

2006 год - центр занял первое место в краевом конкурсе профессионального мастерства на звание «Лучший центр социального обслуживания населения Ставропольского края»;

2007 год - награжден дипломом и знаком Платиновый орден «Отличник качества Ставрополья»; центр занял первое место в Ставропольском крае, второе место в Российской Федерации в общероссийском конкурсе социальных проектов «Наши родители» в номинации «Уважение и поддержка»; завоевал первое место в краевом конкурсе на звание «Центр социального обслуживания населения образцовой работы»; второе место - в зональном смотре-конкурсе художественной самодеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов отделений дневного пребывания;

2008 год - Предгорный комплексный центр социального обслуживания населения награжден грамотой «За организацию высокой социальной эффективности в сфере социального обслуживания населения»;

2009 год - центр стал победителем краевого конкурса культуры социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания населения Ставропольского края;

2010 год - занял первое место в краевом смотре-конкурсе по охране труда;

2011 год - первое место «За распространение передового опыта социальной защиты и социального обслуживания населения» в краевом конкурсе культуры социального обслуживания; второе место по итогам краевого конкурса культуры социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания населения Ставропольского края; второе место в конкурсе ФПСК «Коллективный договор - гарант социально-правовых прав работников»; третье место в смотре-конкурсе «Проф-ком - организатор, пропагандист и агитатор»;

2012 год - Предгорный центр социального обслуживания населения награжден почетным знаком «За социальное партнерство» комитета Ставропольской краевой организации профсоюза;

2013 год - получил почетную грамоту министерства социальной защиты населения Ставропольского края за эффективную работу по организации и проведению оздоровительной кампании детей.

«Теория и практика заботы»
Газета «Ставропольская правда»
19 октября 2013 года