15:25, 8 октября 2013 года

Мелодии «Музыкальной осени Ставрополья»: летопись фестиваля

В этом году его уместили в пять дней, сократив на один, поскольку организаторы посчитали нужным быстрее переключить усилия деятелей культуры на открывавшиеся в столице СКФО Кавказские игры. Аргумент кажется не очень убедительным, ибо оба события нисколько не противоречат, не мешают друг другу, более того, даже хорошо, когда культурная жизнь на ставропольской земле так наполнена и многообразна. Впрочем, и за пять дней можно многое успеть. Так и случилось, если взглянуть на фестивальную программу в целом. Традиция, заложенная в далеком 1968-м, сохранена, продолжена и в финале сделана заявка на будущее, что не может не радовать поклонников «Музыкальной осени». Невольно вспоминается хорошо знакомый многим оптимистичный припев про то, что «песня остается с человеком». Действительно, с официальным закрытием фестиваля мы вовсе не прощаемся с любимыми мелодиями, музыкантами, солистами. Для новых встреч с ними мы, конечно, будем приходить в концертные залы в течение всего начавшегося творческого сезона.

События нынешней «Музыкальной осени» можно охарактеризовать не только как разнообразные, но и не равные по их качественному, выразительному, организационному уровню. О стартовом гала-концерте «СП» уже писала достаточно подробно, здесь стоит лишь еще раз отметить сам факт обязательного начала фестиваля в Международный день музыки: как Новый год приходит 1 января, так «Осень...» - 1 октября, и уже в этом, согласитесь, видится признак стабильности, преемственности, традиционности. Немаловажные ценности по нынешним временам! Достаточно плодо-творной была идея представить на отдельном вечере своих, то есть ставропольских, композиторов и поэтов-песенников. Она органично вписывается в историческую канву, ведь когда-то, в более благополучный для таких акций период, наш фестиваль и задумывался именно как композиторский, благодаря чему Ставрополье имело возможность познакомиться - лично! - с ярчайшими фигурами отечественной высокой эстрады от А. Эшпая и Я. Френкеля до А. Пахмутовой и Д. Тухманова. Сегодня, в иных экономических реалиях, приглашать столичных авторов весьма накладно для краевого бюджета, зато, к счастью, есть собственные таланты. Так, мы смогли вспомнить редко звучащие произведения В. Кушнарева, А. Маслова и других. Однако, повторюсь, очень захотелось услышать эти, несомненно, милые по мелодичности и искренности песни в современной аранжировке, в исполнении молодых вокалистов и под живую игру музыкантов. И тех, и других у нас в крае более чем достаточно, а уж как они могли бы освежить подзабытые, но не утратившие ни глубины, ни очарования произведения…

Есть предложение нынешний подобный опыт считать «репетицией», а на следующей «Музыкальной осени» повторить задумку с учетом замечаний и пожеланий, расширив круг авторов и исполнителей. К примеру, замечательно мог бы спеть песни М. Севрюкова ансамбль «Нива золотая». «Некрасовских казаков» вообще следовало бы сделать постоянными участниками фестиваля, ведь даже мы, живущие на Ставрополье, так редко их видим и слышим. А бренд-то уникальный, вот и надо, как сейчас говорят, «раскручивать» его, не ограничивая рамками туристического кластера Левокумья. В пользу собственных культурных запасов - успешный опыт смелого внедрения казачьего фольклора в репертуар наших ведущих коллективов – ансамблей «Ставрополье», «Слобода», «Вольная степь». Недаром именно они придали неповторимую яркость и сочный колорит творческому вечеру «И звуков, и стихов, и плясок кружева». Великолепное, виртуозное владение акапельным вокалом и выразительный репертуар вновь продемонстрировали камерный хор краевой филармонии и ансамбль «45-я параллель» объединения «Аккорд» города Ставрополя. В общем, мы вполне можем себе позволить побольше строгости при подборе программы и исполнителей – есть из чего выбирать!

К безусловным заслугам организаторов нынешней «Музыкальной осени» следует отнести приглашение к участию Московского камерного оркестра MUSICA VIVA, солистов Большого театра России, русского народного оркестра «Виртуозы Кубани», лауреата международных конкурсов пианиста О. Полянского и дирижера Д. Ивенского, популярной, не стареющей рок-группы «Пикник». Невиданный аншлаг в зале Ставропольской краевой филармонии вызвало выступление джаз-бэнда «Ленинградский диксиленд». Старейший диксиленд Евразии доказал, что недаром носит негласное звание легендарного, продемонстрировав виртуозное исполнение классики мирового джаза, прежде всего, разумеется, традиционного американского: «Дайна», «Луизиана», «Арабский шейх», «Блюз Королевского сада», «Мечтающая бабочка» погрузили публику в мир ритмов и экзотических мелодий.

На столь замечательном творческом фоне неприятно удивил не отапливавшийся на тот момент зал филармонии, при том что в краевом центре тепло дали за несколько дней до… Во всяком случае, в театре драмы и ДКиС температура была иной. Джаз, конечно, подогревал атмосферу, но… Почему-то отсутствовали буфеты (кроме Дворца), и пришедшим после рабочего дня ставропольцам оставалось довольствоваться припасенной заранее водичкой. Наконец, не могу не дополнить список зрительских «пожеланий на будущее» просьбой по возможности обеспечивать публику программками. Хотя бы самыми простыми, на черно-белом принтере отпечатанными, но дающими представление о содержании концерта. В этом, согласитесь, тоже некоторый элемент культуры духовного потребления. О желательности своевременного начала концертов я уж и не говорю, ей-богу, надо все-таки как-то приучать и артистов, и публику к дисциплине.

Венчал программу «Осени-2013» на сцене Дворца культуры и спорта сольный концерт Аниты Цой, заявленный как мегашоу. Имя этой исполнительницы в последнее время чаще слышно на телевидении в программах танцев на льду и «Один в один», поэтому наполненность зрительного зала была вполне предсказуемой. В Ставрополь Анита привезла шоу, и этим коротеньким словечком вполне точно отражается суть увиденного: много хореографии (порой весьма сумбурной, порой даже штамповой), ярких сценических костюмов, световых эффектов, включая экран-задник, превратившийся в гигантский монитор с непрерывно бегущими кадрами. Кажется, все это было призвано не просто потрясти воображение, но ослепить и оглушить. Многие действительно были оглушены децибелами, явно превышающими допустимые медициной нормы, и ослеплены то и дело бьющими в глаза разноцветными пучками света. Отдавая должное огромной работе, проделанной светозвукотехниками, монтажниками, режиссерами, не могу не пожаловаться: ну очень все было громко, порой невнятно, просто шумно. Зато Анита в сопровождении типичной современной молодежной подтанцовки демонстрировала отличную физическую подготовку, незаурядную выносливость и напористую энергетику, подчеркнуто кокетливо признаваясь в своем 42-летии. Молодец, хорошо держит форму. А вот ее, безусловно, оригинальный вокал нуждается, думается мне, в более выразительных мелодиях. Здесь же он, по сути, по-настоящему проявился лишь в исполнении хитов из репертуара Виктора Цоя и Эдит Пиаф. Впрочем, ничто вышесказанное не помешало залу эмоционально откликаться и периодически одаривать гостью букетами цветов. Она, кстати, имея учительский диплом и педагогические навыки, явно умеет общаться с народом. Но, признаюсь, после концерта путь домой мне как-то особенно приятно скрашивала притаившаяся в темноте улиц чудная тишина!

Вовсе не желая показаться брюзгой, считаю нужным подчеркнуть: фестиваль состоялся, его для нас готовили десятки, а то и сотни профессионалов, которым мы обязательно должны сказать спасибо за их труд, за желание скрасить нашу жизнь хотя бы на пять осенних вечеров. Каждый вечер был по-своему интересен, каждый добавил в нашу жизнь что-то свое. А в летопись «Музыкальной осени» вписана еще одна страница как новое свидетельство нестареющей истины: при всех экономических, финансовых трудностях и прочих проблемах бытия музыка остается с нами.

«Пять вечеров»
Газета «Ставропольская правда»
9 октября 2013 года