06:24, 5 октября 2013 года

Новые ставки по транспортному налогу в Ставропольском крае вступят в силу с 1 января 2014 года

Краевому парламенту это решение тоже далось непросто. И все же данный закон - осознанная необходимость. Это, считают ставропольские единороссы, и побудило депутатов, входящих в думскую фракцию «Единая Россия», взять на себя стопроцентную ответственность по принятию закона, отлично понимая, что это вызовет огонь критики.

Тем, кто сегодня выступает против нововведений в закон, его сторонники предлагают внимательно ознакомиться с тем вариантом, что был внесен краевым правительством в Думу буквально за три дня до заседания. Он предусматривал существенное повышение налоговых ставок, чувствительное практически для всех категорий автовладельцев. Критики закона утверждают, что с его принятием можно было подождать. Но надо помнить, что согласно Закону «О бюджетном процессе Ставропольского края» законы о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов краевого бюджета и вступающие в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты не позднее 10 дней до дня внесения в Думу законопроекта о краевом бюджете на очередной финансовый год. А значит, Думе надо было принять внесенный законопроект не позднее 5 октября, в противном случае работа над главным финансовым документом края была бы сорвана. А не принять вовремя бюджет края - значит поставить под угрозу финансирование важных социальных и экономических программ Ставрополья. С этим, кстати, согласны все.

Несмотря на то что времени на рассмотрение внесенного правительством края законопроекта было мало, депутаты за исключительно короткий срок отредактировали представленный документ, тщательно выверив каждую цифру. Откорректированный закон фактически является примером удачного компромисса. В этом легко убедиться, если внимательно сравнить варианты «до» и «после».

Правительственный законопроект предусматривал повышение налоговой ставки с 7 до 10 рублей за 1 л.с. для владельцев легковых машин с мощностью двигателя до 100 «лошадей». Депутаты с этим категорически не согласились и эту ставку оставили на прежнем уровне. Для автомобилей категории от 100 до 150 л.с. краевое правительство предложило удвоить ставку до 20 рублей за 1 л.с. Однако в Думе настояли на ее снижении до 15 рублей.

Известно, что легковые автомобили данных классов являются основным транспортным средством для значительной части населения Ставрополья. И именно такие недорогие машины составляют, по некоторым оценкам, около 70 процентов регионального парка частных авто. Данные поправки в законопроект были приняты по инициативе депутатов, чтобы по возможности снизить налоговое бремя автовладельцев машин мощностью до 150 л.с.

Увеличены налоговые ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя выше 150 л.с. Но это увеличение отразится в основном на наиболее состоятельных гражданах.

Важно, что депутаты внесли коррективы в сторону уменьшения ставок транспортного налога, предназначенного для автобусов и грузовых машин, на которых зарабатывают представители малого бизнеса Ставрополья. В Думе предвидели, что значительный рост налога для данной категории может спровоцировать повышение цен на товары и услуги, что чревато социальной напряженностью.

Отметим, что в ряде субъектов РФ транспортный налог начал повышаться несколькими годами ранее и ставки там успели повыситься не один раз. Например, в Ростовской области и Краснодарском крае для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. ставка налога составляет 12 рублей за 1 л.с., а в крае она остается в размере 7 рублей. За автомобили мощностью 150-200 л.с. на Кубани платят транспортный налог из расчета 50 рублей за «лошадь», на Дону - 45 рублей против 36 рублей на Ставрополье (уже по новой ставке). Несколько меньше налоги в северокавказских республиках. Но не надо забывать, что в эти регионы поступают солидные финансовые вливания из федерального центра, поэтому сравнение с этими субъектами РФ не вполне корректно.

В момент принятия закона парламентарии, входящие во фракции ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», покинули зал заседания краевой Думы. Депутаты-единороссы решили, что в нынешних социально-экономических условиях, в условиях острого дефицита бюджета, в условиях, когда региональный дорожный фонд формируется теперь именно за счет сборов транспортного налога, повышение его ставок - необходимый и необратимый шаг. И чем больше этих налоговых поступлений, тем больше финансовых возможностей сделать проезд автомобилистов по дорогам Ставрополья более безопасным и комфортным.

А насущных проблем в этой сфере накопилось немало. На их решение необходимы огромные средства, которые надо найти. Только в текущем году потребность муниципальных образований края на строительство и ремонт дорог оценивается в сумму около 10 млрд рублей. Муниципалитетам оказана помощь лишь в размере 1,7 млрд рублей. Свыше 600 пешеходных переходов не соответствует требованиям ГИБДД, в том числе такому важному критерию, как безопасность.

Все эти обстоятельства и учли члены депутатской фракции «Единая Россия», взявшие на себя всю ответственность по принятию закона. Многие политологи и экономические аналитики полагают, что найденный компромиссный вариант - единственный приемлемый в данных условиях.

Принятый краевой закон начнет действовать с 1 января 2014 года. Юридические лица начнут выплаты по новым налоговым ставкам с этой даты, а физические - с ноября 2015 года. Прогнозируется, что принятые поправки увеличат ежегодные налоговые поступления в Дорожный фонд на сумму около 250 млн рублей. Эти деньги будут направлены на строительство и реконструкцию в крае городских и сельских дорог, устройство парковок и транспортных развязок.

Л. НИКОЛАЕВА
«Необходимость компромиссного решения»
Газета «Ставропольская правда»
5 октября 2013 года