16:06, 24 сентября 2013 года

О противодействии экстремизму в СМИ говорили на заседании Союза журналистов Ставрополья в Пятигорске

Открыл и вел заседание председатель правления СЖ Ставрополья, а с недавних пор еще и секретарь Союза журналистов России Василий Балдицын. Участников заседания приветствовал глава Пятигорска Лев Травнев. В частности, он сказал:

- В Пятигорске происходит много важных событий. Ваше заседание - одно из них, потому что журналисты, которые пишут о крае и о стране в целом, - это, по большому счету, эксперты общества. Миллионы людей ориентируются на ваше мнение, читают и смотрят ту информацию, которую вы подаете. И очень важно, чтобы это была правдивая, неискаженная информация.

Профессиональный разговор участники заседания как раз и начали с обсуждения того, как правдиво доносить информацию о межнациональных отношениях и экстремизме на Ставрополье.

Чушь в ранге топ-новости

Члены правления признали: столь волнующие темы ставропольские СМИ иной раз представляют в кривом зеркале. В подтверждение тому приглашенный на заседание начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры края Вячеслав Гриненко припомнил дюжину ляпов наших собратьев по перу и эфиру. И прежде всего нелепую, но вызвавшую уйму толков и пересудов версию о том, что после зимней Олимпиады Ставропольский край разделят между собой Чечня и Ростовская область. Взятые с потолка домыслы журналиста, подвизающегося в интернет-изданиях, некоторые СМИ Ростовской области и Ставрополья растиражировали настолько, что губернатор и Дума Ставропольского края были вынуждены обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить эти публикации на предмет экстремизма.

Как веско заметил содокладчик по данному вопросу - главный редактор газеты «Вечерний Ставрополь» Михаил Василенко, избранный на заседании заместителем председателя СЖС, - помимо закона журналист должен сверяться еще и с совестью, сознавать свою ответственность перед обществом. Иначе недолго накликать беду:

- Дело даже не в искажении информации, - подчеркнул он, - а в том, что в общественное мнение вбрасывается некая чушь. А придают вес этой чуши наши коллеги. Они организуют обсуждения высосанной из пальца «мульки» с участием так называемых экспертов, уровень компетентности которых весьма сомнителен. Таким образом, на ровном месте возникают фантомы, которые заставляют людей ужасаться.

В век Интернета негативную информацию замалчивать бессмысленно, но и нагнетать, разжигать конфликт не следует, говорили выступавшие...

Уполномоченный заявить…

Межнациональные отношения требуют взвешенного, деликатного освещения в СМИ. Даже когда речь идет о делах давно минувших дней. Василий Балдицын показал это на конкретных примерах:

- Полководец Суворов для поляков - душитель и вешатель, а для нас - национальный герой. Точно так же при оценке Ермолова. У чеченцев мнение о нем совсем иное, чем у казаков. Поэтому в тех случаях, когда есть опасность обострить межнациональные отношения, от публикации лучше отказаться.

Для того чтобы в ставропольских СМИ не появлялась недостоверная информация, по инициативе прокуратуры края при комитете по массовым коммуникациям СК недавно создали Центр информационного противодействия экстремизму и терроризму, в который входят представители силовых структур. Казалось бы, такую инициативу можно только приветствовать, но у многоопытных журналистов тут же возникли сомнения.

Центр не будет оперативным. Пока ведомства, чьи представители входят в его состав, выработают точку зрения, пройдет немало часов, а то и дней. Интернет этого времени не оставляет вообще. Вот если бы, скажем, прокурор края уполномочил ответственного сотрудника с ходу давать комментарий, обозначать позицию правоохранительных органов, тогда бы в соревновании с блогерами и интернет-сайтами у социально ответственных СМИ появилась бы возможность давать точную информацию.

Обозреватель «Ставропольской правды» Валентина Лезвина считает, что подобное «мгновенное реагирование» вполне возможно:

- В последнее время так работает Национальный антитеррористический комитет. В моей электронной почте, например, информация НАК появляется уже через два часа после окончания оперативной операции.

Черту этой крайне важной дискуссии подвел Василий Балдицын:

- Самое главное - выработать механизм оперативного и адекватного реагирования на вопросы СМИ ответственного сотрудника правоохранительных органов без согласования по инстанциям.

Быть или считаться журналистом?

С тревогой члены правления говорили и о том, что статус журналиста в России размыт донельзя. Доходит до того, что регистрируют некую газету, даже если не вышло ни одного номера, удостоверения этой псевдогазеты раздают десяткам людей, которые автоматически обретают статус журналиста. Используя этот статус, они начинают работать как общественники.

- Согласно уставу в Союз журналистов разрешен прием людей из смежных с журналистикой областей или обеспечивающих выпуск СМИ, - пояснил секретарь СЖ России Василий Балдицын. - Это и сотрудники пресс-служб, и помощники мэров по связям с общественностью, и преподаватели вузов, и научные работники в сфере журналистики. То есть членами творческого союза могут быть не только журналисты.

Поскольку такое положение дел многие профессионалы считают ненормальным, возникло предложение ввести взамен размытого статуса журналиста статус профессионального журналиста. Для чего можно использовать действующую международную «зеленую карту» журналиста. Вот в эту категорию ни сотрудник пресс-службы, ни преподаватель университета уже не попадут. Там будут только те люди, которые кормятся профессией журналиста.

В этой связи возникает необходимость внести изменения в Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Действующий ныне кодекс принят в начале 90-х годов. В нем есть спорные пункты. Например, запрет на сочетание журналистской и рекламной деятельности. Если его неукоснительно соблюдать, то через некоторое время провинциальным журналистам просто нечего будет есть. Да и пункт, что журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах госуправления, законодательной и судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности, требует уточнения. Но пока его нет, заместитель председателя СЖ Ставрополья Марина Корнеева считает:

- Это морально-нравственное решение. Его каждый должен принять сам.

Ребята, давайте жить дружно

Под занавес выездного заседания правления слово предоставили председателю первичной организации СЖ при газете «Пятигорская правда» Елене Куджевой. В своем выступлении она подняла вопрос «Сколько может быть организаций Союза журналистов на территории одного муниципалитета?». В Пятигорске три журналистские организации. Но они живут дружно, нет никаких конфликтов. Чего не скажешь о трех кисловодских организациях Союза журналистов.

Член бюро Кисловодской городской журналистской организации Николай Заузолков рассказал, что после выборов, на которых большинством голосов председателем городской организации избрали Ирину Стрыжкову, некоторые члены первички взяли курс на раскол, стали создавать отдельную организацию при газете «Огни Кавминвод». Он передал предложение: переименовать первичные организации в местные, а решение о создании в одном населенном пункте дополнительных организаций принимать только президиумом Союза журналистов Ставрополья, который при этом будет руководствоваться принципом целесообраз­но­сти.

На предложение редактора «Кисловодской газеты» Натальи Ивановой принять решение об объединении всех членов Союза журналистов, проживающих в Кисловодске, в одну организацию Василий Балдицын ответил, что, по его мнению, к этому логичному решению надо продвигаться поэтапно.

«И по закону, и по совести»
Газета «Ставропольская правда»
25 сентября 2013 года