06:25, 23 августа 2013 года

Правоохранительный характер

Но личное участие в работе общественного совета при управлении Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю убедило в нужности и полезности такой структуры гражданского общества, о котором мы все печемся в современной России. И главное, что было сделано при создании и ротации совета, – правильно подобран его состав. Здесь собрались кадры, которые могут решить все. В силу компетентности, профессионализма, жизненного опыта. Судите сами: Ольга Руденко, президент Адвокатской палаты СК, Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека на Ставрополье, Владимир Аллахвердов, председатель Ставропольского отделения Союза театральных деятелей РФ. Прочли фамилии, и не нужно ничего говорить больше. Каждый из этих людей известен и по своей непосредственной работе, и в плане деятельности по защите прав ставропольчан. А вот менее публичные имена – Владимир Хижняк, за плечами которого десятилетия службы во внутренних войсках, Алла Ворошилова, проработавшая приставом-исполнителем 43 года. Так что коллектив общественного совета опытен, умен и сплочен. Рекомендации членов совета всегда были востребованы предыдущим руководством УФССП по СК.

Для исполняющего обязанности руководителя УФССП по краю – главного судебного пристава СК Николая Коновалова встреча с членами общественного совета была первой. И, надо признать, она удалась. Непринужденность, открытость в разговоре, честность при обсуждении проблем и непредвзятость, присущие предыдущим заседаниям совета, он поддержал безоговорочно.

Первым делом обсудили организационные основы деятельности общественного совета – ротацию состава, изменение регламента. Пришли к выводу, что это нужно сделать в ближайшее время, чтобы работать продуктивнее.

Члены совета также ознакомились с проектом обращения к Президенту РФ В. Путину в поддержку инициативы Мин-юста и ФССП России, направленной на повышение уровня материальных и социальных гарантий для государственных и гражданских служащих ФССП России. Вышеприведенная сложная стилистическая конструкция на практике означает вот что. Минюст и ФССП просят президента страны побыстрее принять федеральный закон «О правоохранительной службе в Российской Федерации», положения которого, как считает общественный совет при ФССП, целесообразно распространить и на работников службы, которая «играет все большую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране».

Вопрос, что называется, назрел и методологически, и практически. Методологически – в плане того, что даже учебники юридических вузов расходятся в мнении о том, кого причислить, а кого нет к правоохранительным органам. В практическом плане – и того хуже. В отношении приставов – хуже не бывает. Выполняя – в соответствии с законодательством – многие функции, характерные для правоохранительной службы, приставы не получают социальных гарантий, подобных гарантиям, например, полицейских. Приставы ведут дознание, большинство работников службы вправе носить и применять табельное огнестрельное оружие и спецсредства, их жизнь и здоровье, особенно судебных приставов-исполнителей, зачастую подвергаются опасности со стороны недобросовестных должников. И получает при этом пристав, имеющий классный чин и выслугу лет, зарплату 14-15 тысяч рублей. Начинающий – чуть ли не вполовину меньше. В итоге – растущая текучка кадров и невозможность привлечь квалифицированных специалистов. Ну скажите, кто пойдет в приставы, если заработная плата лейтенанта полиции почти в разы выше – 35 тысяч рублей? Именно поэтому текучка кадров в ФССП России составляет 22 -25 процентов. В абсолютных цифрах картина выглядит еще мрачнее. В 2012 году на работу приняли почти 24 тысячи человек, уволились почти 18 тысяч. Эта проблема обсуждается уже не только внутри ведомства, но и в Общественной палате РФ. На Ставрополье положение несколько лучше, у наших приставов текучка кадров по итогам прошлого года не превышает 20 процентов. Но это не меняет картины в целом.

Так что же хотят приставы и общественные советы при ФССП и региональных управлениях от президента? Чтобы он поддержал инициативы Минюста и ФССП о включении службы судебных приставов России в перечень федеральных органов исполнительной власти, относящихся к правоохранительной службе. Это позволит еще больше укрепить авторитет ФССП, повысить эффективность деятельности ее подразделений и радикально решить социально-экономические проблемы. Члены общественного совета поддержали обращение к президенту.

И напоследок о приятном – о подготовке к празднованию Дня судебного пристава, который пройдет 1 ноября. План подготовки члены совета одобрили, особо отметив «изюминку» нынешнего праздника: впервые пройдет футбольный турнир между командами управлений ФССП Северо-Кавказского федерального округа.

«Правоохранительный характер»
Газета «Ставропольская правда»
23 августа 2013 года