17:34, 16 августа 2013 года

Единый номер «112» для вызова всех экстренных служб введен по всей России

Теперь органы исполнительной власти субъектов не только обязаны, но и несут ответственность за создание системы «112» на своих территориях. Главным координатором всех работ является МЧС России.

Это новый этап в развитии системы «112» на территории страны. В предыдущие годы проводилась опытная эксплуатация, отрабатывались методики и направления работы. Сейчас специалисты МЧС приступают к практической реализации. Кроме того, в нынешнем году принята федеральная целевая программа по развитию системы «112», рассчитанная до 2017 года. Девять российских субъектов уже получили средства, которые позволят активно приступить к ее развертыванию. Ставропольский край на очереди в 2015 году. В Курской области и Республике Татарстан опытная эксплуатация системы завершается.

Как рассказал начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях генерал-лейтенант Владимир Степанов, Правительством РФ уже внесены на рассмотрение в Государственную Думу изменения и дополнения в федеральный закон о связи. Их основной смысл состоит в том, что операторы мобильных телесистем будут обязаны круглосуточно обеспечивать вызов экстренных и оперативных служб по номеру 112. Причем бесплатно для всего населения страны. Также будут проработаны технические вопросы по обнаружению местонахождения звонящего абонента, что существенно ускорит и облегчит работу оператора и специалистов экстренных служб.

Номер 112 уже работает по всей территории России, но по-разному. Например, в Ульяновской области, набрав номер 112, человек попадает к оператору «01», который подключает к работе другие службы. В Новосибирской области - к оператору службы «02». В столице и Московской области ответит автоответчик, который спросит, помощь каких специалистов необходима, и только нажав на телефоне соответствующую кнопку, адресат попадет куда ему нужно. В некоторых субъектах (их незначительное количество) звонок поступает в единую диспетчерскую службу муниципального образования. Именно так работает номер 112 в Ставропольском крае. Рассказывает заместитель начальника ГУ МЧС РФ по СК по антикризисному управлению Виктор Янчук:

- Сегодня в крае действуют 34 единые дежурные диспетчерские службы, которые принимают вызовы и направляют на место происшествия необходимых специалистов - спасателей, пожарных, сотрудников водоканала, электросети и так далее. Звонить можно со стационарных и мобильных телефонов. Все диспетчерские службы объединены единым центром обработки вызовов, который находится в Ставрополе. Здесь решаются проблемные вопросы, например, откуда быстрее выехать на помощь, если ЧП произошло на границе районов. Дежурят психологи и сотрудники, владеющие иностранными языками. Они помогут успокоить человека и наладить контакт. Планируется, что полностью система «112» в крае заработает в 2015-2016 годах.

Основная задача - сократить время прибытия оперативных служб. Поэтому номер 112 должен работать по принципу «одного окна». Это означает, что звонящий соединяется с оператором, который уже в автоматизированном режиме определяет его местонахождение и в зависимости от ситуации также автоматически подает сигнал в необходимую службу. На поступивший звонок заводится карточка, которая позволяет оператору контролировать работу специалистов по этому вызову. Более того, благодаря современным технологиям и системе ГЛОНАСС стало возможным отслеживать в режиме реального времени реагирование служб не только по времени, но и в режиме видеоконтроля. Возможно, это самое важное и главное в принципе «одного окна». Оператор сам определит, какие службы и в каком количестве нужны в помощь. Принцип «одного окна» исключает противоречия и уменьшает время на реагирование специалистов по вызову. Опыт субъектов, где данная система внедрена (Курская область и Республика Татарстан), показал, что время прибытия оперативных служб сократилось на 15 процентов, а в коммунальной службе практически в два раза. Введение номера 112 не отменяет работу привычных номеров 01, 02, 03, 04.

Актуальный вопрос: на каком языке будут общаться операторы? Сегодня многие регионы, и Ставропольский край в их числе, активно развивают внутренний туризм. Да и состав населения нашего региона отличается многонациональностью. В соответствии с существующим законодательством право решать, какие языки должны использоваться в работе системы «112», предоставлено руководителям субъектов РФ.

при содействии пресс-службы ГУ МЧС РФ по СК
«Чтобы помощь пришла вовремя»
Газета «Ставропольская правда»
17 августа 2013 года