Споры про кефир, квас или лекарства, выпитые автовладельцем, перед тем как сесть за руль, уже осенью окончательно потеряют актуальность.

Роман Савичев

Роман Савичев

ЗАКОНный интерес

ЗАКОНный интерес

В минувшую среду Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который, с одной стороны, вводит понятие погрешности алкотестеров, используемых при освидетельствовании на состояние опьянения, а с другой – значительно ужесточает ответственность за различные нарушения ПДД, в том числе и за нетрезвое лихачество. Наша газета вместе с Романом Савичевым, возглавляющим одно из крупнейших на Юге России – «Юридическое агентство «СРВ», попыталась разобраться в нововведениях, которые ждут автомобилистов с 1 сентября 2013 года, когда закон вступит в силу.

– За время рассмотрения в парламенте закон, о котором мы говорим сегодня, претерпел значительные изменения, – рассказывает Р. Савичев. – В первом чтении в апреле парламентарии поддержали исключительно меры по усилению ответственности за нарушение правил дорожного движения. Напомню, что тогда еще серьезно обсуждалась изрядно напугавшая водителей идея по введению так называемых штрафных баллов. Хорошо, что в дискуссию активно включились полицейские, которые заявили, что реализовать «накопительную» систему нарушений практически невозможно. Слишком много технических и юридических тонкостей пришлось бы решать. К примеру, комплексы фотовидеофиксации не видят разницы между нарушителем и собственником автомобиля. Владелец, таким образом, получал бы баллы за всех, кому он дал пользоваться машиной.

Потеряв одну из самых революционных идей, закон порадовал многих так называемым возвращением промилле. Безусловно, «сухой закон» за рулем никто не отменял. В документе прямо оговорено, что «употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также употребление психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается». Однако появился новый критерий оценки состояния водителей – погрешность прибора. То есть законодательство пополнилось понятием минимально допустимого содержания алкоголя в крови. Устанавливается, что отныне состояние опьянения определяется начиная с 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха.  Депутаты и чиновники наконец пришли к мнению, что эта норма позволит избежать не-обоснованного привлечения к административной ответственности трезвым водителям, имеющим ничтожно малую долю алкоголя в крови, обусловленную приемом лекарств, некоторых фруктов, кефира и др. Таким образом, трезвенника уже не отправят под суд на основании некорректных показаний алкотестера.

С другой стороны, ряд «усиленных санкций» позволит значительно строже наказывать выпивох, садящихся за руль. Все, что выше упомянутых 0,16 миллиграмма, – это уже нарушение, за которое предусматривается штраф в размере 30 – 50 тысяч рублей, лишение водительских прав, а то и вовсе реальный срок. Серьезность наказания зависит от того, в какой раз попался водитель. Отказ пройти медосвидетельствование теперь обойдется в 30 тысяч рублей штрафа с лишением прав на полтора-два года. Такой же штраф, либо арест, либо обязательные работы полагается за управление автомобилем после лишения прав.

Таким образом, другим заметным новшеством (после определения состояния алкогольного опьянения) стало увеличение размеров штрафов. Минимальная ставка штрафа будет повышена со 100 до 500 рублей, чтобы быть не ниже стоимости его взыскания судебными приставами. Срок давности для привлечения к административной ответственности за ряд нарушений теперь увеличивается до одного года.

Отмечу, что даже без системы штрафных баллов, введение которой, на мой взгляд, стало бы большой ошибкой, закон предполагает дополнительную ответственность для нарушителей-рецидивистов. Более строгие санкции предусмотрены для ряда повторных нарушений. То есть расстаться с довольно внушительной суммой или даже временно лишиться прав можно даже в случае повторного управления незарегистрированным автомобилем или проезда на красный свет.

Особое место в законе отведено нарушениям скоростного режима. За превышение установленной скорости на 20 – 40 километров в час штраф повышен до 500 рублей. Вводится также новая дифференциация наказания: за превышение от 60 до 80 километров в час наказание составит 2 – 2,5 тысячи рублей штрафа или лишение прав на срок до полугода. А вот если вы «переборщили», допустив превышение более 80 километров в час, с вас взыщут 5 тысяч рублей, в альтернативном случае придется расстаться с правами на полгода.

Кстати, водителям нужно иметь в виду, что претерпела изменения и сама процедура изъятия и возвращения водительского удостоверения. Закон отменил такое явление, как временное удостоверение, которое инспектор до сих пор выдавал водителю на то время, пока суд не примет решение о лишении прав. То есть нарушитель спокойно ездил с «времянкой» (так называют документ между собой и гаишники), выдававшейся на два месяца, после чего еще мог и продлить ее до вступления в силу постановления о правонарушении. Между тем «времянка» дает те же самые права, что и полноценное водительское удостоверение. Хотя, замечу, такого временного документа нет нигде в Европе.

С 1 сентября если водителя остановят за выезд на встречную полосу или езду в пьяном виде, что наказывается лишением прав, то пластиковое удостоверение у него останется на руках и он сможет ездить за рулем, пока не вступит в силу решение суда. Если суд в итоге примет решение о лишении водителя права управления, то сдать удостоверение он должен будет самостоятельно в ГИБДД в течение трех дней. Срок лишения прав будет исчисляться начиная с того дня, когда водитель сдал удостоверение. Если водитель продолжит ездить с правами, то первый же инспектор, который «пробьет» водителя по базе, поймет, что перед ним «лишенец». У такого водителя инспектор уже сам заберет права, вдобавок наступит еще одна ответственность для нарушителя – за управление транспортным средством, будучи лишенным водительских прав. Это административный арест. Поэтому смысла откладывать сдачу водительского удостоверения в случае лишения прав не будет.

А вот процедуру возвращения водительских прав назову очень спорной. Внесен в КоАП пункт, согласно которому водитель сможет получить свои права обратно только «после проверки знания им правил дорожного движения». Более того, для тех, кто ездил в пьяном виде, обязательно и повторное прохождение медицинского освидетельствования «на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством». С одной стороны, есть в этом смысл. Многие получали права 20 – 30 лет назад, когда были другие правила. А уровень знаний напрямую влияет на безопасность, и их нужно освежать. Но парадокс в том, что новые знания будут проверять только у тех, кто был лишен прав. А ведь знать и соблюдать правила – это не одно и то же. Более того, не выльются ли медосмотры пьяных лихачей в очередную систему платных справок?..

Юлия ПЛАТОНОВА