08:20, 24 июля 2013 года

Общий алгоритм действий искали адвокаты Ставрополья на конференции в Пятигорске

Открывая заседание, Ольга Руденко, президент Адвокатской палаты СК - член совета Федеральной палаты адвокатов, подчеркнула, что главное - обсуждение и живое общение, в результате которых можно и нужно найти общий алгоритм действий.

Первый доклад сделал адвокат из Георгиевска Нвер Гаспарян. Он постоянный участник конференций, автор нескольких книг. Тема его выступления - «Протокол судебного заседания как недопустимое доказательство». Вначале Н. Гаспарян привел некоторые небезынтересные статистические данные об итогах работы краевого суда в 2012 году.

Судебная правда

Итак, за год суды края рассмотрели 18277 уголовных дел. Из всей этой массы оправдательных приговоров 63 в отношении 63 лиц. Но даже в этих мизерных цифрах заметно определенное лукавство. Крайсуд, предоставляя эти данные, не отмечает, сколько же оправдательных приговоров из всех было вынесено по делам частного обвинения, то есть при отсутствии государственного обвинения. И, в общем-то, такие дела нельзя считать показательными для оправдательных приговоров, отметил Н. Гаспарян.

Вторая проблема. В порядке статьи 125 УПК (она регулирует судебный порядок обжалований всех действий или бездействия следователей и дознавателей) ставропольские суды удовлетворили 13 процентов жалоб. Еще два года назад четверть из поданных прошений в судах находила понимание. Снижение практически в два раза. А это значит, что с произволом следствия на досудебной стадии бороться достаточно трудно. Но не бесполезно.

Не без проблем и в решении вопросов содержания подозреваемых под стражей. Суды удовлетворяют ходатайства следователей о применении такой меры пресечения в 92,7 процента случаев. Продлевают содержание под стражей в 98,7 процента. Казалось бы, результат заранее предрешен, если вспомнить, что еще к 242 подозреваемым был применен домашний арест.

Вывод докладчика вряд ли можно оспорить: наша судебная система хронически больна, и имя этой болезни - обвинительный уклон.

Протокол не догма

Те, кто сталкивался с судебными тяжбами, знают, что вопрос об исключении из доказательств части протокола ставится стороной защиты достаточно часто. А вот пробовал ли кто-то из адвокатов исключить из числа доказательств весь протокол? Нвер Гаспарян пробовал и, хотя получил отрицательный результат, уверен, что такие попытки предпринимать можно и должно. Теперь же с появлением апелляционной судебной инстанции возможностей для такого действия гораздо больше. Например, инициатором такого исключения может быть не только адвокат, но и свидетели, понятые, эксперт и даже переводчик. То есть арсенал защиты увеличивается в разы. А, согласитесь, потребность в таком увеличении присутствует.

ЕСПЧ - это наш суд 

Адвокат Оксана Садчикова, пожалуй, одна из самых известных на Ставрополье специалистов по обращению в Европейский суд по правам человека. Тема ее доклада - июньское постановление пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». О. Садчикова с горечью констатировала, что, по ее данным, в ЕСПЧ чаще обращаются сами граждане, чем их адвокаты. В этой связи трудно переоценить значение в работе профессиональных защитников недавно вышедшего постановления пленума ВС. Оно всего второе по этой проблеме.

Нельзя препятствовать адвокатам

Габибулла Ибрагимов, член совета АП Республики Дагестан, начиная выступление на конференции, особо отметил, что на конференции обсуждаются, как выразился докладчик, активные проблемы адвокатской деятельности. Одной из основных среди них Г. Ибрагимов считает отсутствие административной и уголовной ответственности за нарушение прав адвокатов, вмешательство в их деятельность и воспрепятствование ей. Он за введение в УК статьи «Воспрепятствование законной деятельности адвокатов». Обосновал свое предложение адвокат из Дагестана многочисленными примерами, среди которых особо выделил неполучение ответов на адвокатский запрос, мизерную оплату работы адвокатов по назначению, введение адвокатской монополии в суде.

Земля не терпит суеты

Выступление адвоката Ирины Сурковой было посвящено применению земельного законодательства в современных условиях. Они достаточно сложны в связи с завершившейся кадастровой оценкой земли. (Не зря же эта проблема беспокоит и власти Ставрополья.) Плата за землю после нее увеличилась не просто в разы, а в десятки раз. Владельцы и арендаторы этого просто еще не осознали. По мнению докладчика, пик таких дел придется на конец лета - начало осени. И. Суркова считает, что в таких делах прежде всего нужно учитывать экономическую выгоду доверителя.

Медиация, дресс-код и другое

Живую дискуссию вызвали доклады адвоката из Андроповского района Татьяны Царевой «Медиация в адвокатской деятельности» и адвоката из Буденновска Надежды Молчановой «Дресс-код для адвоката».

Участники дискуссии смотрели на все обсуждаемые проблемы даже шире, чем предлагали авторы: говорили о взаимоотношениях со следствием, Конституционным судом, о разнице между дипломированным юристом и адвокатом, останавливались и на фактах предательства интересов защиты, вопросах повышения квалификации, оказания бесплатной юридической помощи, обсуждали проблемы, возникающие внутри корпорации. Один из главных результатов научно-практической конференции адвокатов - выработка единого мнения, того самого общего алгоритма, который сегодня необходим адвокатскому сообществу. 

«Общий алгоритм»
Газета «Ставропольская правда»
24 июля 2013 года