08:10, 20 июля 2013 года

Бельгийский город Антверпен: Встречи на Монастырской улице

Есть в центре Антверпена незатейливая улочка. Бойкой змейкой струится она вдоль реки Схелды, повторяя ее изгибы и повороты, и несет навстречу ветру свою историю. Улица эта называется Klooster straat, что в переводе означает Монастырская улица. Лет тридцать назад она имела довольно непрезентабельный вид, но, с тех пор как гавань «ушла» из центра города, улица начала постепенно облагораживаться и, преображаясь, к счастью, не потеряла очаровательного налета времени. Дома отреставрировали, а на месте тех, которые пришлось снести, возвели небольшие постройки, деликатно не нарушив общего, веками слагавшегося гармоничного стиля. Согласитесь, современные правильные геометрическое «коробки» в этом тихом оазисе старины казались бы пришельцами из космоса...

На первых этажах уютно разместились маленькие лавчонки с местной продукцией, кафешки и антикварные магазинчики, больше напоминающие лавки старьевщика, где можно найти все что угодно, начиная от водолазного костюма с железным шлемом эпохи Первой мировой войны до поражающих обилием и разнообразием пивных стаканов местного производства.

Просыпается улица довольно поздно. Но именно эти утренние часы, особенно в тихую теплую погоду, так удачно гармонируют с неторопливой жизнью этого очаровательного уголка. Магазинчики и кафе еще закрыты. На улице за столиком можно увидеть хозяйку, лениво потягивающую утренний кофе, собачку, примостившуюся рядом и греющуюся в блаженной истоме под солнечными лучами. Владелец лавки напротив уже окончательно проснулся и принялся за дело, по-хозяйски протирая витринные стекла, вымытые, возможно, только вчера, или выскабливая до блеска свою территорию булыжной мостовой перед входом в магазин. Чуть подальше припарковался фургончик, и из него выгружают довольно бесформенные, видавшие виды деревянные конструкции, которые под умелыми руками мастера преображаются в миленький затейливый столик или шкафчик со множеством ящичков, такие в наши дни можно увидеть только в музее или историческом фильме. Мирную картину дополняют редкие прохожие, спешащие по своим делам, или неизвестно откуда взявшаяся группка зевак-туристов. Но их-то здесь как раз в этот ранний утренний час никто не ждет.

Лавки открываются только около двух часов, и постепенно улица оживает. Столики кафе заполняются посетителями. Они никуда не спешат, а сидят часами, разглядывая прохожих, и мирно потягивают свою «pintje» (порцию некрепкого светлого пива), не нарушая заведенного порядка.

Вот мимо прошелестела пожилая деловитая парочка, методично ныряя по очереди во все антикварные лавки, видимо, боясь пропустить что-нибудь действительно стоящее, что по случаю можно было бы приобрести за «смешную» цену. Правда, это удается далеко не всегда. Владельцы старины прекрасно разбираются в товаре, ценах, психологии и неохотно идут на уступки.

А вот другая благообразная пара - люди с деньгами. Они заглядывают в магазинчики, торгующие преимущественно живописью. Meneer (вежливая форма обращения к мужчине в Нидерландах и Фландрии) взглядом знатока окидывает «собрание» и сразу же направляется к определенному экземпляру, внимательно его осматривает, проверяет, есть ли подпись автора, добротна ли рама, а потом заводит долгую дискуссию с хозяином, выпытывая подробности. Такого на мякине не проведешь!

Неподалеку стайка любопытных японцев, фотографирующих попутно всех и вся и не пропускающих при этом ни одной лавки. У них свой принцип: чем старее - тем лучше. Что ж, каждому свое...

Мне очень нравится бродить здесь без цели что-нибудь купить, а просто разглядывать витрины и впитывать в себя этот удивительно неповторимый и, к сожалению, постепенно исчезающий дух старой милой Фландрии, подарившей миру так много.

Мало-помалу лавки начинают редеть, уступая место их более современным собратьям. Появляются автобусные остановки, вот уже и сама улица стала шире и как бы раздвоилась, приобретя еще один рукав, ведущий к Схелде. Как раз на этом месте образовалась небольшая площадка, а в центре нее - памятник. Мужчина, горделиво возвышающийся во весь рост и пристально смотрящий вдаль... Подхожу поближе и начинаю столбенеть, узнавая в величавой фигуре русского царя Петра Первого (на снимке). Вот так встреча! Как, какими судьбами забросило русского самодержца в этот фламандский осколок прошлого с его античными магазинчиками и сувенирами? И почему именно Петра, а не какого-нибудь там Людовика, Карла, Генриха, Наполеона, в конце концов, что было бы, на мой взгляд, гораздо более объяснимо. Оправившись от захлестнувших меня эмоций, читаю надпись: «Здесь ступил на берег в 1717 году царь Петр Великий.». Вот так-то!

Надо отметить, что в Голландии и Фландрии (бывшая территория Южных Нидерландов) царя Петра называют не Петр Первый, а именно Петр Великий (Peter De Grote).

Для меня, разумеется, не было секретом, что царь Петр Первый побывал в Голландии и учился там всяким ремеслам, но столкнуться с ним вот так, лоб в лоб, в центре Антверпена, на улице, где ничего о нем не напоминает, было просто событием невероятным!

Позже я узнала, что царь Петр Первый посетил Антверпен во время своего второго путешествия в Нидерланды в 1717 году и останавливался в монастырском аббатстве Святого Михаила (Sint-Michielsabdij), находившемся в то время как раз на этой Монастырской улице, но от него, к сожалению, кроме названия улицы ничего больше не сохранилось.

Памятник же был поставлен сравнительно недавно, в 1998 году. Создателем монумента является скульптор Георгий Франгулян, высота его 2,5 метра. Петр стоит подбоченясь, широко расставив ноги, и взгляд его устремлен вдаль, может быть, в будущее России... Кто знает?!

А вокруг кипит ключом современная жизнь: гуляют дети, отдыхают на лавочках старички, и только время от времени любопытный неторопливый прохожий, привлеченный импозантной фигурой царя, подходит ближе, читает надпись и, пожав плечами, проходит дальше. 

Наталья Татаринцева
«Встречи на Монастырской улице»
Газета «Ставропольская правда»
20 июля 2013 года