18:01, 9 июля 2013 года

Контрактная служба в Ставрополе: уникальная войсковая часть для разведчиков

Все дело в том, что там же дислоцируется подразделение разведки Южного военного округа, где Евгений Александрович Зеленов – заместитель командира по работе с личным составом. Эта часть № 05525 создана 1 января 2012 года. Бойцов можно откровенно назвать «диверсантами» или «партизанами», кому как нравится. Поскольку в военное время они могут действовать в тылу противника, даже организовывать повстанческое движение.

Часть в каком-то смысле уникальна тем, что здесь нет «срочников», а более одной тысячи военнослужащих – «контрактники». В Российской армии подобных подразделений всего пять, три из которых в Чечне. Солдаты и офицеры ежедневно занимаются боевой подготовкой, в любую минуту готовы выполнить учебную и боевую задачи, сменяют друг друга во время командировок на горно-полевом выходе в центре «Дарьял» в Северной Осетии и прыгают с парашютом на аэродроме под хутором Холодногорским, недалеко от Ставрополя. Причем прыгать должны все до единого!

Зеленов поведал интересную историю. У него самого за 20 лет службы около сотни прыжков. Когда они с супругой Анной жили в Ростове-на-Дону, женщина трудилась в армии на гражданской должности начальником аптеки. Но после переезда в наш край добилась того, что стала военнослужащей в той же части, что и муж. Здесь у нее должность фармацевта, тем не менее даже «аптекарю» пришлось 5 июля впервые шагнуть в открытый люк вертолета Ми-8. Приземлившись, с восторгом воскликнула: «Как же это здорово, летать!». Теперь она вправе носить тельняшку, которую выдают «диверсантам» после такого вот боевого крещения. Впрочем, Анна Витальевна в спорте не новичок – недавно мать двоих детей сдала нормативы на высшую категорию (а следующая за этим ступенька, между прочим, кандидат в мастера спорта).

Кстати, тот, кто за один год совершит семь прыжков с парашютом по утвержденной программе, в следующем году получает существенную финансовую надбавку к зарплате – до восьми тысяч рублей. А ведь у рядового денежное довольствие начинается от 21 тысячи, у лейтенанта от 50 тысяч. Естественно, своим «рабочим местом» каждый из них весьма дорожит. И это не считая других бонусов! Таких, как за разные уровни физической подготовки, определенную классную квалификацию или работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Да и выслуга свое берет – год идет за полтора. В общем, нужно только стараться. И это прекрасно понимают те же сержанты и старшины, зарабатывающие в месяц около 40 тысяч рублей.

Однако попасть сюда не так-то просто. Предпочтение отдается тем, кто служил срочную десантником и разведчиком, а также выпускникам вузов, еще не нюхавшим пороху, но имеющим определенные знания, необходимые в армии. Командир части полковник Владимир Гусанов объяснил, что претендентов довольно много. С начала 2013-го воинская часть пополнилась четырьмя сотнями новобранцев, в числе которых десять женщин. Дамы служат связистами и медработниками, а снайперами или саперами их не возьмут, поскольку таковых должностей для слабого пола нет. Кандидаты проходят профессионально-психологическое тестирование, их проверяют на употребление наркотиков, наличие-отсутствие судимости и выясняют прочие нюансы. Потом проверку личности проводит еще и военный комиссариат, делая запросы в различные инстанции. Так что отсев есть, и немаленький. А вот призванные на службу счастливчики едут на обязательные месячные курсы интенсивной подготовки в Ейск Краснодарского края и Волжский Волгоградской области. Кстати, сейчас на таких курсах находится бывшая медсестра одной из станций «Скорой помощи» края, решившая, что в армии и зарплата выше, и социальных льгот больше.

Но, пожалуй, самое главное вот что: в части вполне реально получить жилье и решить вопрос с устройством малыша в детский сад. В. Гусанов говорит по этому поводу, что семейный новобранец, достойно прошедший три месяца испытательного срока и неплохо себя зарекомендовавший, имеет все шансы на служебную квартиру в военном городке, построенном на улице Южный обход Ставрополя (дошкольное учреждение там же). А через пять лет при заключении второго контракта боец приобретает право стать участником накопительно-ипотечной системы для военнослужащих и получить собственное жилье в любом регионе России.

Что касается холостяков-разведчиков, то пока для их размещения предназначено общежитие бывшего военного института связи Ракетных войск. Но есть еще и казармы. По словам майора Зеленова, такое наследство досталось с советских времен, а сейчас в Российской армии намечена совершенно иная тенденция – расселять солдат в кубриках. Это небольшие двухкомнатные квартирки на шесть-восемь жильцов, с санузлом и душем, но без кухни (а зачем она нужна, если в полковой столовке приготовят профессиональные повара и накормят бесплатно?!). И сейчас уже «на подписи» в Минобороны лежит госконтракт на проведение реконструкции казарм. Вполне вероятно, до конца 2014 года все необходимые работы будут выполнены. И потом, контрактникам ведь никто не запрещает снимать жилье там, где им захочется, так что можно и на частной квартире обосноваться.

Теперь я прекрасно понимаю тех парней, которые каждый будний день приходят к КПП на улице Артема. У них в перспективе и жилье не проблема, и денежное довольстве неслабое, и льготы-бонусы всякие. И, конечно же, престиж: все-таки настоящие разведчики. Как говорится, служи не хочу! В заключение на всякий случай могу дать круглосуточный номер телефона дежурного по воинской части: 8 (928) 820-25-92.

«Мирные будни военных разведчиков»
Газета «Ставропольская правда»
10 июля 2013 года