07:33, 21 июня 2013 года

Отец Павел – добрый пастырь старейшего Успенского храма в Ставрополе

Павел Васильевич – добрый пастырь сотням людей, среди которых малые дети, преклонных лет старцы, известные политические деятели, инженеры, врачи, учителя, ученые... Скольким помог он обрести веру и духовную опору, скольких поддержал мудрым советом и просто словом сочувствия. Недаром, стоит лишь ему выйти на церковное подворье, тут же окружают приветливые лица: «Батюшка, благословите...».

На долю мальчика из большой рабочей семьи выпало военное детство, утрата отца на фронтах Великой Отечественной, непростой жизненный выбор – стезя служителя церкви. Атеистическое общество не помешало этому, поскольку в их доме всегда были православные иконы, семья соблюдала посты и обряды, а на большие церковные праздники мать возила ребят за несколько километров в областной центр на службу в храм. Удивительный знак судьбы: потеряв отца, он обрел пример и друга во вчерашнем фронтовике, боевом офицере Василии Афонине, ставшем после войны семинаристом, а потом священником. Так дорога привела Павла Рожкова в Ставропольскую духовную семинарию. Он тогда, конечно, еще не ведал, что четверть века спустя сам станет в ней преподавателем.

Периодом подлинного становления стало для выпускника семинарии место его первого служения в соборе Рождества Богородицы в столице Азербайджана. За 20 лет пребывания в Баку в годы атеизма в условиях национальной республики много удалось сделать.

- Эти двадцать лет стали для меня школой жизни, - вспоминает отец Павел. - Хотя в ту пору в крупном городе действовало всего два православных храма, оба были буквально битком забиты, так велика была духовная потребность народа. В праздничные и воскресные богослужения обряд помазания елеем приходилось одновременно троим священникам проводить... Тогда же я окончил Ленинградскую духовную академию, защитил кандидатскую диссертацию, потому что нельзя «просто служить», пастырю надо постоянно развиваться и самому. И хотя порой приходилось нелегко, Господь давал мне силы...

Так что в Ставрополь он вернулся уже вполне сложившимся священником, которому в епархиальном центре доверили быть настоятелем кафедрального Андреевского собора, а еще через год владыка Антоний Завгородний назначил его секретарем епархиального управления. Беспокойная эта должность отнимала много сил и времени. Владыка имел обширный круг общения в мире еще с того времени, как возглавлял Духовную миссию РПЦ в Иерусалиме. И потому активно приглашал в Ставрополь многих видных гостей, в том числе иностранные делегации, и духовные, и светские, - из Германии, Америки, Греции, Японии, словно открывая «ворота» на загадочный Кавказ. По долгу службы секретарь организовывал приемы, встречи, сопровождал гостей в поездках в горы. Кстати, тогда довелось отцу Павлу встречать здесь и архимандрита Кирилла, ныне Патриарха всея Руси. Словом, этот период принес протоиерею Рожкову новые испытания, с честью выдержанные и на этом поприще. Лишь тяжелая болезнь на целых три года вырвала его из активной жизни. Вернулся «в строй» поднимать возрождавшуюся в Ставрополе духовную школу (некоторое время семинария была закрыта), пока - на стадии училища: заведовал учебной частью, был и проректором, и инспектором. На его долю выпало серьезнейшее реформирование учебных программ, приведение их в соответствие с требованием времени - наступала эпоха духовного возрождения России.

А сколько успел сделать доброго и нужного отец Павел для Андреевского собора! Его стараниями появился в главном храме епархии новый позолоченный иконостас, усилий на это ушло немало, поскольку еще не существовало в стране широкой сети специальных мастерских и каждую деталь надо было заказывать далеко. Вообще, нам сегодня даже трудно представить все сложности деятельности церкви в те годы, когда всем командовал чиновник - так называемый уполномоченный по делам религии, от которого иногда зависело даже количество свечей в храмах. Бывало, на службе на всех прихожан не хватало свечей. И торжества церковные разрешалось проводить в строго определенных рамках. Однако шаг за шагом жизнь церкви менялась, и есть в этом значительная заслуга отца Павла. Наряду с заботами о духовном училище он продолжал нести бремя разных хозяйственных дел. Например, построил в Ставрополе достойное Архиерейское подворье, переселив владыку из ветхого домика в современное здание, которое до сих пор является резиденцией ставропольских архиереев.

Вот уже 23 года служит протоиерей Рожков в храме Успения Пресвятой Богородицы, вошедшем в историю города Ставрополя уже тем, что, несмотря ни на какие ветры перемен, на протяжении всех 165 лет ни разу не закрывался в отличие от большинства других. Грозный ХХ век не пощадил ни кафедральный Казанский, ни Крестовоздвиженский, Троицкий, Преображенский храмы... А Успенский выстоял, приняв на себя на долгие десятилетия духовное окормление ставропольского люда, сберегая чудом уцелевшие крохи былой красы разрушенных церквей - реликвии, спасенные верующими. В том числе главную святыню епархии - Иверскую икону Божией Матери. Многое повидал скромный храм, стоящий в отдалении от городского шума, защищенный мощными кронами вековых каштанов и лип. Но и внимания к себе он ждал долгие десятилетия.

И тут батюшка засучив рукава взялся за привычную работу. Изучил историю храма, которая подсказала: нужно строить еще один, левый, северный придел, изначально заложенный в проекте, но пока только на бумаге и остававшийся. Начало земляных работ подтвердило наличие старого фундамента, на котором когда-то не успели возвести стены. Отец Павел смог. Уже в 1999-м, в год празднования тысячелетия обретения Иверской иконы на Афоне, в Успенском храме митрополитом Гедеоном был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Претерпел реконструкцию и весь храм: проведено паровое отопление, устроены новые двери и хоры, отреставрированы иконы, подняты на звонницу новые колокола, засияли золотом луковицы куполов. Вскоре при храме вырос настоящий Духовно-просветительский центр, известный ныне своей - первой в Ставрополе - православной гимназией. Так стараниями отца настоятеля скромный храм при старинном погосте превратился, по сути, в солидный комплекс. Великолепным украшением его вот уже несколько лет является водосвятная часовня, появившаяся благодаря пожертвованиям многих и многих людей. Все это лишь простое перечисление свершений, а за каждым - годы упорного труда. Конечно, вряд ли удалось бы столько сделать, если бы не круг верных единомышленников, объединять которых - природный дар отца Павла. У него поныне десятки добрых друзей среди разных общественных слоев. Вплоть до самых высоких. Кстати, дружба с нынешним губернатором берет начало с той поры, когда Валерий Зеренков стоял во главе Октябрьского района Ставрополя. Отец Павел нередко обращался к нему по различным вопросам, всегда находя поддержку; примечателен совет, данный ему как-то руководителем, - приходить в учреждение в духовной одежде, а не в светском костюме, как по советской привычке было принято у священнослужителей. Тем самым он словно подчеркивал: священник - человек особого долга. Внимание проявил В. Зеренков и к самому церковному зданию, поставив четкую задачу: надо, чтобы храм был открыт для человека всегда, чтобы чувствовалась в нем жизнь. Увидел тогда отец Павел, что этот занятый государственными делами человек понимает значение церкви. Не случайно, наверное, именно в Успенском храме состоялось чуть позже венчание супругов Зеренковых.

Едва ли не самое дорогое детище отца Павла – православная гимназия. Пока - начальная, но самая настоящая, прошедшая государственное лицензирование, дающая полноценное начальное образование. Здесь учатся полсотни замечательных ребятишек, для которых знания о мире и Боге неразделимы, а батюшка - не только священник, проводящий службы в храме, но и добрый наставник, причем как для них, так и для их пап и мам.

- Родители гимназистов обязательно посещают наш храм. А как же иначе, они ведь должны ребенку пример показывать. Семья – это домашняя церковь. В ней должно жить знание христианских праздников, постов, молитв, в этой атмосфере формируется человек-христианин, - размышляет отец Павел. - Правда, в основном приходят с чадами мамы и бабушки, отцов пока видим реже, чем хотелось бы. Но к этому стремимся, потому как должен быть гармоничный треугольник: родители, церковь и гимназия.

Пока остается неисполненной заветная мысль батюшки сделать когда-нибудь гимназию полной, с десятилетним образованием. С ним солидарны и прихожане, и другие жители Ставрополя. Наверное, многим памятны искусственно раздутые дебаты вокруг начавшегося было строительства нового здания гимназии. Сколько политической пены надули тогда «гражданские активисты», а в итоге? Строительство закрыли. Выпускники начальной гимназии после четвертого класса уходят по разным школам города, растворяясь среди прочей детворы. И кто от всего этого в выигрыше? Уж точно не дети и не город. Особенно обидно все это, когда видишь более двадцати лет пустующую рядом с Успенским церковно-историческим комплексом заросшую бурьяном площадь, где давным-давно могли бы звенеть сотни счастливых детских голосов. А, может быть, отцы города и края внимут-таки мечте мудрого пастыря и передадут наконец эту землю для несомненно доброго дела? И православная гимназия все-таки будет построена в городе Ставрополе.

Батюшка тем временем продолжает свою «обычную» работу: ежедневные службы, общение с прихожанами, встречи с членами попечительского совета храма. Забот у него, как у всякого трудолюбивого человека, никогда не убавляется. Закупив новые люстры и аналои, немедленно приступил к ремонту внутри храма. Как только закончат побелку, приступят к замене полов. И так день за днем, год за годом. За этими нескончаемыми хлопотами мы несправедливо мало замечаем, какой чудесный, мудрый, добрый человек живет рядом. Вот почему мне хочется привести здесь раздумья отца настоятеля, высказанные им несколько лет назад. В них и судьба его, и вера, и чаяния.

«Для России предыдущий век явился веком тяжелейших испытаний. И нашей церкви пришлось многое пережить: поношения, разграбление, искусственно создаваемый раскол. Но тверда была вера и нерушимо ее единство. А церковь приобрела огромный опыт и обладает удивительной жизнестойкостью. Прежде всего именно потому, что всегда была вместе со своим народом и в радостях, и в испытаниях. У каждого народа, как известно, есть собственное лицо, уникальный душевный опыт, неповторимый характер, свой образ мыслей и свое мировосприятие. И роль церкви в созидании образа народа очевидна».  

«Добрый пастырь»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2013 года