06:51, 18 июня 2013 года

«Служба «Лекотека» проводит реабилитацию детей со сложными нарушениями в психическом развитии в Михайловске

Во исполнение этой задачи министерством образования СК как одним из органов краевой исполнительной власти было создано на территории Ставрополья 11 психолого-педагогических центров. Основная их задача - оказывать поддержку разным категориям семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Среди наиболее успешно работающих учреждений - подведомственный министерству образования СК и находящийся в государственной собственности Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции в г. Михайловске, на базе которого реализуется ряд краевых проектов, грантовых программ, направленных на помощь семьям с детьми.

Один из таких проектов - «Служба «Лекотека» - функционирует в Центре города Михайловска в рамках мероприятий краевой подпрограммы «Право ребенка на семью» и в соответствии с приказом министра образования Ставропольского края от 16.05.2011 г.

«Лекотека» является службой психологического сопровождения и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. В зону ее обслуживания входят Михайловск, Шпаковский, Красногвардейский и Ново-александровский районы. Маленькие посетители «Лекотеки» - это дети с аутизмом, другими задержками психического развития, с синдромом Дауна.

Собственно принцип лекотеки (придумали это учреждение в Стокгольме в 1963 г.) очень прост: развивать ребенка через игру, которая в норме является основой его деятельности. «Леко» - по-шведски «игрушка».

Здоровый ребенок начинает играть очень рано: с погремушками, первыми игрушками, предметами, которые ему доступны. К трем годам он научается сюжетно-ролевым играм, которые постепенно усложняются. Так маленький человек развивает органы чувств, познает мир и овладевает коммуникативными функциями - учится общаться с собой и с другими, а через общение - говорить.

Дети с нарушениями развития, о которых речь шла выше, как правило, игровой активности не проявляют. Долгое время они считались необучаемыми, многие - даже в коррекционных школах. От ребятишек с синдромом Дауна в нашей стране матери регулярно отказываются в роддомах. Если же сложный дефект развития проявляется не при рождении, а со временем, то прогнозируемое будущее - сидение такого ребенка в четырех стенах родительской квартиры, печать жизненного разочарования на лицах его матери и отца, нередко - распад семьи.

Лекотечное движение появилось, как уже было сказано, в Швеции как попытка ответить на этот вызов. Оказалось, что с помощью специальных игровых методик можно провести реабилитацию детей со сложными нарушениями в психическом развитии - то есть его, это развитие, движение ребенка вперед простимулировать.

В Россию лекотеки пришли в двухтысячных. В 2011 г. министерство образования края выиграло «лекотечный» грант в конкурсе, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате чего открылась служба сперва в Михайловске. Она была второй на Юге России. Затем лекотеки создали в селах Донском и Летней Ставке.

За счет средств краевого бюджета и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, было получено игровое и реабилитационное оборудование. Психологи, дефектологи, логопеды, педагоги прошли соответствующее обучение в различных программах и семинарах. Михайловцам, в частности, большую методическую помощь оказывает Московский центр лечебной педагогики.

В лекотеку дети приходят вместе с родителями, которые являются участниками занятий. Они не просто присутствуют при коррекционно-развивающих играх специалиста с ребенком, но и включаются в занятие, учатся создавать подобную обучающую среду и у себя дома.

Из беседы со специалистами службы «Лекотека» в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Михайловска - педагогом-психологом Татьяной Крезовой, учителем-логопедом Еленой Авериной и учителем-дефектологом Екатериной Пеньковой - удалось узнать следующее. Самому младшему из их питомцев - полтора года, самому старшему - семь лет. Спрос на лекотечные занятия есть. Специалисты отмечают, что благодаря Интернету грамотность семей выросла, многие мамы сегодня знают, на что, как и в каком возрасте должен реагировать малыш. Если возникают сомнения, приходят на консультацию. И это гораздо лучше, чем когда отклонения в развитии ребенка выявляются перед школой на медико-психолого-педагогической комиссии. Чем раньше спохватились, тем больше шансов помочь.

Отклонения в развитии бывают, увы, самые разные. Сенсорные, когда малыши не реагируют на прикосновения (или боятся их); связанные со слабой двигательной активностью, с отсутствием так называемого глазного контакта, который в норме младенец должен устанавливать с матерью уже в два месяца; с задержками в речевом развитии.

Приходя в службу лекотеки, родители отвечают на вопросы обширной анкеты о состоянии и развитии своего ребенка - от двигательного блока до интеллектуального. Сообщают и о своих запросах и ожиданиях. Многие пишут: «чтобы заговорил», «чтобы мог посещать школу»...

Занятия проходят дважды в неделю. С детьми (индивидуально и в группе) занимаются психолог, дефектолог, логопед. На занятиях чаще всего присутствуют мамы, хотя, случается, приходят и папы. Среди матерей есть и работающие, но время выкраивают все, подходят к обучению ответственно.

Педагог-психолог Татьяна Крезова сказала об этом так: «Для большинства родителей рождение и воспитание детей - это источник многих положительных эмоций. Малыш проснулся, ручки к маме протянул, улыбнулся... Уже радость. Семья знает, что он пойдет в детский сад, потом в школу, планирует его будущее. У родителей наших питомцев все, к сожалению, не так. И когда семья видит, что в процессе лекотечных занятий происходят какие-то сдвиги в развитии малыша, какое-то движение вперед, например, ребенок с аутизмом проявил (пусть робкое!) желание общаться с другими детьми, - это для родителей такое счастье! Появляется надежда, которая объединяет не только отца и мать, но и бабушки с дедушками к семье ближе подтягиваются!»

Для работы у специалистов михайловской лекотеки есть наборы специализированных развивающих игр и игрушек. Оборудование служит для формирования тактильных, слуховых и зрительных навыков, для развития речи и интеллекта. Есть мультимедийная и компьютерная техника. И все же главное, наверное, сами специалисты, их подготовленность, их интуиция в работе с каждым ребенком. Вот, например, рассказывает дефектолог Екатерина Пенькова, на занятии девочка с «полевым поведением». Это значит, что она бесцельно бродит по комнате, «как по чисту полю», не останавливая взгляд ни на каком-либо предмете, ни на лицах матери или специалиста. Как удержать ее внимание хоть на чем-нибудь? Решение пришло неожиданно: музыкальные игрушки. Колокольчик, гармошка, барабан... Девочка стала фиксировать звуки, сосредотачиваться на них, фокусировать внимание. Теперь с удовольствием раздает колокольчики себе, маме, педагогу, установила очередность - кто за кем вступает в музыкальный ряд. Это большая победа! Ребенок оказался способен даже не на диалог, а на «полилог» - контакт с несколькими людьми!

И как попутно не вспомнить известного российского педагога Евгения Ямбурга, который, выступая как-то в Ставрополе, говорил, что синдром дефицита внимания у детей - бич сегодняшней школы...

Логопед Елена Аверина с большим одобрением отозвалась об учебных карточках «МАКАТОН» и «ПЭКС». Они помогают так называемым неречевым аутичным детям вступать в контакт, выражать свои желания. Малыш выкладывает перед мамой и специалистом картинки: на одной - кисти и карандаши, на другой - скакалка, на третьей - мяч. Это он так структурирует занятие, объясняет, что сперва будет рисовать, потом попрыгает, затем поиграет в мяч. Мелочи, если не знать, что ушел на это месяц занятий. А самое важное, что это обращение к другим людям, контакт с ними, в который болезнь ребенку вступать не давала...

Конечно, не все родительские мечты сбудутся. Кому-то из детей коррекционно-развивающая работа позволит в дальнейшем учиться в школе - специальной или даже в обычной общеобразовательной, «на инклюзии». Кто-то такого развития не достигнет, но научится играть, по мере своих сил общаться, улучшит речевые навыки. Это та степень социализации, которая позволяет стать членом общества. Не зря многие родители «лекотечных» детей стали с охотой выводить ребятишек «в свет» - в цирк, на детский праздник, на день рождения.

*****

Понятно, что играют на занятиях дети. Взрослые - работают, и труд у них непростой. Цели у лекотеки не игрушечные. Среди них - профилактика отказов родителей от детей с нарушениями в развитии; создание условий для эффективного взаимодействия ребенка с членами семьи; гармонизация детско-родительских отношений; формирование у ребенка предпосылок к дальнейшему обучению. Об отдельных методиках и подходах, с помощью которых эти цели реализуются, мы рассказывали выше.

За организацию деятельности службы в Михайловском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции отвечает заместитель директора Виталия Березуева, а кейс-менеджер лекотеки Наталья Звягинцева руководит отделом организации сопровождения семей. Главный аспект ее деятельности - социальный. Еженедельно Звягинцева проводит заседание бригады специалистов, работающих в лекотеке. Среди членов бригады у каждого ребенка есть свой шеф - «агент», как его здесь называют. Он докладывает, как идет работа, помощь какого специалиста необходима, что получается, а что нет. Кейс-менеджер осуществляет также связь с социальными институтами, с которыми взаимодействуют ребенок и его семья. Например, с детским садом, если малыш его посещает. Очень важно, чтобы детсадовские воспитатели придерживались в общении с ребенком той же линии, что и специалисты лекотеки. Например, не отсаживали его на отдельный стульчик, когда другие ребята в группе сообща играют, лепят или рисуют. Воспитатели дошкольных учреждений часто (и справедливо) жалуются на большие рабочие нагрузки, на то, что уделять отдельное внимание ребенку с особенностями в развитии у них нет ни времени, ни сил. Однако, говорит Н. Звягинцева, попадаются и здесь люди, которые способны идти навстречу, все в конечном итоге зависит от человека. Искать таких людей в системе образования, налаживать контакты, в том числе с органами здравоохранения и социальной защиты, - тоже ее задача.

Занимается кейс-менеджер также организацией профессиональной учебы специалистов Центра, семинаров, конференций. Одна такая зональная конференция недавно прошла в Михайловске, и секция «Лекотека» собрала много специалистов, интересующихся этим направлением.

В течение года в лекотеке Михайловского центра проходит примерно 120-130 индивидуальных и групповых занятий специалистов с детьми. Все это для семей бесплатно, как и консультации педиатра, юриста.

Эти и другие цифры, разумеется, важны. Но, как сказала заместитель министра образования СК Галина Зубенко, еще важнее улыбка «особенного» ребенка, хорошее самочувствие его мамы, которое обеспечивает малышу ее любовь и право на семью. В 2013-м служба «Лекотека» еще функционирует в крае как проект в рамках краевой подпрограммы. Но эксперимент заканчивается, и дальше, по словам Г. Зубенко, работа будет продолжаться в обычном стационарном режиме.

«Нешуточная игра»
Газета «Ставропольская правда»
18 июня 2013 года