06:48, 18 июня 2013 года

Фотовыставка Валентина Айвазова «Острова» украсила стены лермонтовской библиотеки Ставрополя

«Острова» - так названа экспозиция работ известного мастера Валентина Айвазова. В родном Кисловодске этого фотохудожника знают еще и как высокопрофессионального врача клиники реконструктивной стоматологии. Впрочем, и Ставрополь ему близок как город студенческой альма-матер - государственного медицинского университета. Он благодарен вузу за образование, которое там получил. Главное же - мышление об окружающем Космосе как едином организме - сформировалось у художника именно в студенческие годы.

Есть у В. Айвазова еще одна важная стезя в жизни - альпинизм и путешествия, коими он занимается с присущими ему азартом и последовательностью. Естественно, две страсти - фотодело и Кавказ - не могли не пересечься. Но почему же выставка названа «Острова», спросите вы. Островами видятся Валентину боготворимые им вершины, плывущие над облаками. Среди них он не просто созерцает природные красоты, хотя восхищение тоже один из мощных творческих посылов. Среди них он становится философом. И как бы ни был труден путь - сначала сотни километров по бездорожью на машине, а потом все пешком да пешком, невзирая на время года - раз за разом он неизменно рвется навстречу своим островам. Часто в одиночку. Потому как все философы одиноки в океане размышлений. Валентин Айвазов столько впечатлений и мыслей накопил за годы своих походов, что готов часами делиться ими с аудиторией, становясь вдохновенным оратором. Воспевая мощную, грозную поэзию Кавказа с помощью фотоаппарата, он умеет и в устном слове передать непреходящий восторг от общения с Кавказским Космосом. Слушая его, начинаешь понимать, что острова гор - это еще и острова его души. «Что такого есть в горах, что заставляет тебя вновь и вновь отправляться к седым вершинам? Разве только грандиозные масштабы горных хребтов? Наверное, нет. Смешение всех стихий, их великолепная игра, которая вызывает самые необычные состояния. Состояния рождаются стихиями. Стихия окрашивается Светом», - написал он однажды в журнальной статье.

Поразительно, но в этом смешении стихий совсем нет людей. Все пространство целиком принадлежит первозданной природе - чистой, одухотворенной. Именно ей отдано сердце художника. Творение Бога - Земля под Небесами: только такой он видит сферу своих путешествий, входя в нее как в храм, - преображая душу. Конечно, нельзя никакими словами передать сюжеты снимков Айвазова. Попробую просто лишь привести некоторые названия: на выставке есть серии «Парящий горизонт», «Родниковая правда», «Хрустальный звон», а есть совсем «простые» географические обозначения: «Водопад Султан», «Пик Калицкого», «Домбайский вальс»… Но все это надо увидеть своими глазами, чтобы изумиться волшебной игре света в прозрачных капельках воды, встретиться взглядом с настороженной белоснежной лаской, насладиться эффектным скульптурным профилем взобравшегося на высокий уступ горного козла. А вот у этого снимка озадаченно остановиться: посреди громадного сугроба - обыкновенный старый стул, опять же на фоне горного пейзажа. Снег вокруг чистехонек, ни следа. И жутковато, и смешно, и странно. Словно кем-то когда-то установлен условный знак: дальше другая земля, цивилизация осталась за…

Стоит, наверное, заметить, что горные походы Айвазова требуют не только физической выносливости, но и вполне конкретной смелости, ибо чего или кого только не встретишь за восемь-десять дней пути - на меньший срок он не ходит. Много всякого случалось, вспоминает Валентин с истинно философским спокойствием. Однажды прямо из-за скалы вышел на него внушительного вида кабан, явно заинтересовавшийся двуногим пришельцем. Было страшновато. Правда, после первого щелчка фотоаппарата уже кабану стало страшно, очень уж звук напоминал осечку охотничьего ружья… Змей Валентин не боится вовсе, наоборот, с детства отец, выросший в Грузии, научил, как с ними обращаться. Не раз встречался с медведем и рысью, правда, не очень близко. А как красив был тот волк, бежавший по ослепительно белому снегу, грудью рассекая сугробы, снег разлетался в стороны, искрился на солнце…

- Мне Кавказ еще изучать и изучать, - говорит он в ответ на вопрос, не хотел бы поснимать на иных просторах России. В самом деле, сколько еще сюжетов у него впереди, на следующих маршрутах. При том что каждый склон, каждое ущелье и вершину знает уже поименно, все равно словно открывает все для себя заново, не уставая радоваться красе своих островов.

И мы радуемся вслед за ним, переходя от снимка к снимку, возвращаясь к особенно поразившим кадрам. Как та машина, вставшая у самого края пропасти, или полуразвалившийся мост над Бермамытом, обреченно свисающий с горы. Мост давным-давно, слава богу, реконструирован, а вот то страшное мгновение его жизни осталось запечатленным. За эту работу с, конечно же, философским названием «Вход через выход» в 2010 году на краевом фотоконкурсе «Позитив» автор удостоен звания лауреата 1-й степени. Еще у Валентина две медали «Леонардо» Международного фестиваля Союза дизайнеров «Феродиз» в Железноводске - 2010 и 2011 годов. Список персональных выставок Айвазова впечатляет: Москва (2004), Рига (1997), Дубаи (2003), Кисловодск (1997 и 2002), Домбай (2002), Терскол (2003), Пятигорск (2003 и 2008). Не раз публиковались его снимки в различных российских изданиях. В Ставрополе его снимки впервые увидели в 2001-м на коллективной выставке фотохудожников в краеведческом музее-заповеднике им. Г. Прозрителева и Г. Праве. Думается, совсем нелишне было бы показать работы мастера и в залах краевого музея изобразительных искусств, где их сможет увидеть гораздо больше людей. Ну а уважаемой Лермонтовке и Союзу фотохудожников, прежде всего его неутомимому руководителю Маргарите Вороновой, искреннее зрительское спасибо за подаренную встречу. Собравшаяся публика долго расспрашивала Валентина Айвазова обо всем - о секретах фотомастерства в условиях высокогорья, о разных сюжетах и творческих планах, о Кавказе, который хоть и рядом, но маняще загадочен, как еще не написанный сценарий фантастического фильма. Да куда там фильму до настоящего Космоса…

«Островам навстречу»
Газета «Ставропольская правда»
18 июня 2013 года