06:36, 8 июня 2013 года

Северо-Кавказский социальный институт продолжает традиции, заложенные Евгением Шияновым

И уже год институт существует без него. Так что день рождения Е. Шиянова явился не только поводом вспомнить первого ректора и признанного ученого, автора концепции гуманистической педагогики, но и, фигурально выражаясь, сверить часы. Сохраняет ли вуз традиции, заложенные при Евгении Николаевиче, заданный им вектор развития?

О том, что это так, говорит, в частности, тот факт, что научная деятельность вуза по-прежнему идет в рамках направлений, определенных гуманистической школой Е. Шиянова. Это «Философия бытия человека», «Развитие, социализация и воспитание личности в условиях поликультурного пространства», «Социокультурная интеграция локального сообщества», «Исследование механизмов управления территориальными социально-экономическими системами», «Проблемы наркотизации современного российского общества» и другие. В центре всех этих исследований - человек, его личность, его взаимодействие с социумом.

В стихах Анны Ахматовой есть мысль о том, что, когда человек уходит из жизни, «изменяются его портреты». Люди по-другому оценивают сделанное им, яснее видят истинный масштаб личности. Нечто подобное, на мой взгляд, продемонстрировала Всероссийская конференция с международным участием «Современная наука и образование: опыт и перспективы гуманизации в условиях российского общества (памяти профессора Шиянова)», состоявшаяся в Ставрополе. Среди научных мероприятий, проходящих в крае, она была по-своему уникальна, поскольку очно и заочно в ней участвовали около 300 человек из 129 учреждений высшей школы, представляющих 60 российских городов и шесть стран ближнего и дальнего зарубежья. Северо-Кавказский социальный институт выпустил к конференции сборник научных трудов участников в трех томах. Характерно, что для многих из тех, кто разместил в нем свои статьи, педагогика или психология - области, в которых работал Е. Шиянов, - не являются сферой научных интересов. Знакомство с его идеями послужило стимулом для их разработки в других областях знания.

Всероссийская конференция состоялась в день рождения Евгения Шиянова. Открывая ее, ректор СКСИ С. Шиянов отметил, что в обществе сегодня сильны антигуманистические устремления использовать человека в ситуации рынка как средство производства капитала. Эти и другие подобные тенденции делают задачу гуманизации российского общества тем значимей. Что касается сферы образования и науки, то она сама по себе является одним из векторов духовной жизни.

Из наиболее интересных выступлений, прозвучавших на пленарном заседании, хочется отметить доклад Т. Скрипкиной - доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии университета Российской академии образования (г. Москва).

Поделившись своими воспоминаниями о встречах с Е. Шияновым, докладчик отметила, что решать поставленную им проблему в настоящий момент становится все труднее. Обозначая контуры цивилизации XXI века как «информационное общество», «постиндустриальный мир», «технотронная цивилизация», многие исследователи чувствуют, что эти термины не полностью ее выражают. Появилось такое определение, как «общество рисков». В нем преобладает не просто социальное расслоение, но и социальное недоверие. Целью устремлений становится не достижение равенства, как было в прошлом, а идеал безопасности. Это усиливает страхи в разных слоях социума, ведет к межэтническим конфликтам, экстремистским проявлениям. Отмечаются подобные процессы и в нашей стране. Поэтому образование, по мнению Т. Скрипкиной, должно быть гарантией не только интеллектуального потенциала России. В стране, где главным ориентиром является лишь экономическое развитие, всегда страдает социокультурная (духовная) составляющая. В этой связи важнейшим является вопрос о содержании гуманитарного образования, которое способно формировать культуру диалога в противовес культуре конфликта.

О судьбе гуманистической идеи в современном мире шла речь в докладе доктора философских наук, профессора, проректора по науке СКСИ А. Федоровского, который, в частности, остановился на таком понятии в философии, как экзистенциализм, представляя его как наиболее реалистическую версию гуманизма, ибо он «отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование».

«Концептуальное оформление идей гуманизации в российской науке» - так называлось выступление доктора педагогических наук, профессора, проректора по науке Ставропольского государственного пединститута С. Бобрышева - одного из шияновских учеников, который говорил о роли личности педагога в образовательном процессе; о том, что, по Шиянову, главный показатель подготовленности специалиста - это умение выстраивать человеческие отношения, быть их творцом. С. Бобрышев с сожалением отметил, что в условиях современного реформирования российского образования термин «гуманизм» уходит из кандидатских и докторских диссертаций, теоретико-методических разработок.

Тому, как в отечественном образовании конца ХХ - начала XXI века воплотились гуманистические идеи прошлого, был посвящен доклад доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогического института Северо-Кавказского федерального университета Н. Ромаевой. Структура образовательной деятельности, в основе которой лежит свободный выбор ученика, разрабатывалась еще Л. Толстым в его Яснополянской школе. При этом Толстой отводил учителю роль не стороннего наблюдателя, но и не довлеющего над детьми авторитета, а равноправного участника процесса. Н. Ромаева затронула такие актуальные сегодня проблемы, как поощрение и наказание в процессе обучения, безоценочная система, возможность изучения школьниками предметов по выбору, участие родителей в деятельности образовательного учреждения. Поставленные великими российскими педагогами еще в XIX веке, эти и другие вопросы гуманистического подхода к образовательной деятельности только сейчас становятся целью не отдельных педагогов (новаторов, как их называли раньше), а объединяют и консолидируют целые группы, организации ученых и педагогов.

Опытом формирования правосознания учащихся через освоение и принятие ими гуманистических ценностей поделилась О. Сорокина, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой Башкирского государственного педагогического института им. М. Акмуллы.

С презентацией последнего научного труда Евгения Шиянова «Социальная психология власти» выступил его соавтор, кандидат педагогических наук, доцент СГПИ В. Яшуткин. Евгений Николаевич не успел дописать эту книгу, и его ученик В. Яшуткин завершил ее. Возможно, «Социальную психологию власти» ждет та же судьба, что и учебник по педагогике Е. Шиянова, выдержавший уже 11 изданий...

«Время сверить часы»
Газета «Ставропольская правда»
8 июня 2013 года