07:16, 7 июня 2013 года

Что делал французский граф де Тулуз-Лотрек в Ставрополе и Пятигорске

Перелистывая подшивку старой губернской газеты за 1914 год, наткнулась на заметку, перепечатанную из «Нового времени», – «К убийству графа де Тулуз-Лотрека»:

«Агентские телеграммы уже сообщили о трагической гибели офицера, известного среди военного мира столицы поручика графа Александра Александровича де Тулуз-Лотрека. Подробности кровавой драмы, разыгравшейся в Ставрополе, пока еще не известны, известно лишь, что граф убит офицером Осетинского конного дивизиона Джафаровым.

Убитый граф А.А. де Тулуз-Лотрек – еще молодой человек, ему было 27 лет. Воспитывался граф в первом кадетском, а затем в Псковском корпусе, после окончания которого поступил в Николаевское кавалерийское училище. В 1907 году граф был произведен в корнеты и выпущен во 2-й лейб-гвардии Павлоградский Императорский Александра III полк…».

Сразу вспомнилось имя известного французского графика и живописца конца XIX века Анри де Тулуз-Лотрека, мастера острых, порой язвительных характеристик в композициях на темы быта парижской богемы. Но каким же образом оказался представитель рода французских графов в наших краях?

Тулуз-Лотреки ведут свою линию от владетельных французских рыцарей графства Тулуза, и убитый офицер был прямым потомком графа Раймонда V, жившего с 1148 по 1194 год. Один из Тулуз-Лотреков, Иосиф-Петр, покинул в 1796 году раздираемую революционными и гражданскими войнами Францию и поселился в России. Российские потомки сохранили графский титул и приписаны были к русско-французскому дворянскому роду Ковенской губернии (Ковно – название Каунаса до 1917 года). Волею судеб представители этого рода оказались на Кавказе. Наиболее яркой фигурой можно назвать Александра Александровича де Тулуз-Лотрека, ремонтера кадра Кавказского кавалерийского запаса (отец убитого).

Заглянем в его послужной список. После окончания Павловского кадетского корпуса прапорщиком вступил в 15-й драгунский Тверской Его Императорского Величества князя Николая Николаевича-старшего полк. В 18 лет отправился воевать на Кавказ. Был в походах и делах против турок, участвовал в известном сражении за крепость Карс. Здесь заслужил первые медали: бронзовую на георгиевской ленте в память войны 1853-1856 годов и «За покорение Западного Кавказа 1859-1864 годов», а также крест «За службу на Кавказе». Потом он станет кавалером почти всех знаменитых орденов: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (боевой орден), двух Святого Станислава – 2-й и 3-й степеней с мечами, Святой Анны 2-й степени с мечами, в память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Был награжден особой серебряной медалью с надписью: «За спасение погибающих». Она давалась за личный подвиг, за действия, не предусмотренные уставом. Эта награда говорит о храбрости и гуманности воина. Будучи еще поручиком, Александр Александрович получил монаршее благословение за «успешные отличные действия войск в Майкопском отряде и за исправный привод нижних чинов, выбранных в гвардию из войск Кубанской области».

Де Тулуз-Лотрек во время службы занимал разные командные должности: был командиром эскадронов и дивизионов в разных полках (гусарских, уланских, но чаще драгунских), заведовал постовым хозяйством и учебной командой. В 1877 году в очередном жестоком сражении с турками под Карсом он был ранен: ружейная пуля пробила колено, получил контузию. Раны и возраст заставили сорокалетнего майора поселиться в Пятигорске, где его привлекало все: конезаводы, скаковое поле, минеральные источники, природа, охота. В городе в то время располагалось несколько воинских частей – Нижегородский драгунский полк, Ахульгинский резервный батальон, драгунский Северский полк, Осетинский конный дивизион, 3-я и 4-я батареи Кавказской резервной бригады и другие.

Первое упоминание о пребывании графа А. де Тулуз-Лотрека в Пятигорске сохранилось в метрической книге Спасского собора. Оно относится к 1878 году, когда он в окружении блестящих офицеров-аристократов присутствует на знатной свадьбе. Дочь богатого землевладельца (его дом располагался в Горячеводской долине и цел поныне, неподалеку от театра оперетты) итальянского подданного Карута Матильда выходила замуж за действительного статского советника Павла Ивановича Яковлева. Другая его дочь, Елизавета, была женой крупного землевладельца из семейства ногайского пристава Султана Тахтамыша Гирея. Он имел несметные табуны лошадей, занимался коневодством. И понятно, что его окружали офицеры-кавалеристы. Граф Александр на свадьбе представлял сторону невесты.

Поселившись в Пятигорске, Тулуз-Лотрек со всем пылом души посвятил себя кавалерии. Здесь следует отметить родовую любовь всех Тулуз-Лотреков к лошадям. Например, отец художника Анри де Тулуз-Лотрека, который служил в уланском полку в Мобеже, принимал участие во всех конных соревнованиях, где показал себя таким замечательным наездником, что у всех отбил охоту состязаться с ним. Он был гордостью полка. Отчаянный, неутомимый, он способен был загнать за день трех лошадей, а сам при этом не чувствовал особой усталости, и потом можно было видеть, как он, свежий и бодрый, танцует и веселится всю ночь напролет. Однажды граф Альфонс поспорил с одним из членов жокей-клуба, что перепрыгнет на коне через экипаж, – и выиграл!

К сожалению, Анри из-за травм ног не мог пойти по стопам отца. Он скажет: «Подумать только, будь мои ноги на 20 сантиметров длиннее, и я не стал бы художником». Зато среди работ Анри множество рисунков лошадей, где искусно передана игра мускулов животного, динамичность линий. Одной из первых картин художника был портрет отца на лошади.

Биографы пишут, что граф Альфонс прекрасно знал кавказские обычаи, был увлечен Востоком, много путешествовал, умел готовить шашлыки, любил скакать на лошади, оседланной по-кавказски, в кавказском костюме с красным башлыком. Это наталкивает на мысль, что он, быть может, гостил у своего российского родственника, ведь они были ровесниками, оба родились в 1837 году. Мог привозить к минеральным водам и своего сына лечить недуг – хрупкость костей, хромоту. Но прямых документальных подтверждений этому нет.

Вернемся к российскому Тулуз-Лотреку. Граф Александр Александрович был прикомандирован к запасному эскадрону 17-го драгунского Северского полка на должность бригадного ремонтера. Ремонтер являлся очень важной фигурой в кавалерии. Он отвечал за пополнение полка лошадьми. Должен был знать все заводы, на которых воспитывались лошади, обладать искусством, как сказано в одном из руководств, «глазом своим по одной осанке лошади, идущей в прогоняемом табуне, узнать доброту и крепость ее, а ухом по топоту ног признать способность ее к кавалерийской службе». Очень высокую оценку получали у кавалеристов лошади кавказской породы. Как считали современники, «настоящая горская лошадь есть клад для здешнего края твердостью походки, неоценимой по каменистым крутым дорожкам, и неимоверною выносливостью, легко проскакивая 60 и 80 верст в один прием».

На службе в Пятигорске граф Александр опять проявил себя с самой лучшей стороны. Высочайшим приказом 1 января 1881 года за отличную, усердную службу по покупке ремонта он был произведен в подполковники, а в январе 1884-го стал полковником.

В Пятигорске Александр де Тулуз-Лотрек обретает и семейное счастье – женится на дочери полковника Федора Баума Эмме. В 1881 году у них рождается девочка, которую назвали по имени матери Эрмионией. В 1884 году появился сын Александр, но через полгода умер. В 1886 году вновь родился сын (с которым в дальнейшем и произойдет трагический случай), и снова его назовут Александром. Видно, это имя пользовалось почетом в семействе.

Как сказано в послужном списке, графу А.А. Тулуз-Лотреку в 1890 году было присвоено звание генерал-майора с правом ношения генеральского мундира и соответствующей пенсией. Ему насчитали службы «33 года 5 месяцев и 27 дней, а с прибавлением времени за походы и сражения 34 года и 11 месяцев». Вот такая «бухгалтерия» человеческой жизни.

К сожалению, до нас не дошел портрет графа, а где-то он наверняка сохранился. Ведь Александр Александрович был жителем Пятигорска около пятнадцати лет. В это время в городе уже работали фотографы Энгель и Раев. Хочется думать, что граф был мужественным и обаятельным. Увлек же он молодую Эмму Баум. Возможно, у него были черты, присущие древнему французскому роду. Например, отец известного художника Альфонс описывается мужчиной крепкого сложения, коренастым, полным сил. Известны автопортреты Анри Тулуз-Лотрека: умное интеллигентное лицо, добрые, смешливые близорукие глаза, знаменитое пенсне.

В ноябре 1893 года Александр Александрович в возрасте 57 лет скончался от воспаления легких. Похоронен на пятигорском кладбище. Эмме Федоровне пришлось самой воспитывать детей. Мужу не довелось увидеть, что сын тоже избрал военную карьеру, стал офицером, женился на баронессе фон Гойнинген-Гюне.

Что же за драма разыгралась в Ставрополе в начале 1914 года? Об этом удалось узнать из сохранившихся в краевом архиве рапорта ставропольского полицмейстера подполковника Старина губернатору, метрической книги Софийской церкви г. Ставрополя и газетных публикаций. Все произошло на Петропавловской площади (ныне район Верхнего рынка) вблизи ополченческих казарм, сохранившихся до настоящего времени. 30 января 1914 года в 9  часов вечера поручики Осетинского конного дивизиона граф Александр де Тулуз-Лотрек и Магомед Джафаров вышли из квартиры общего знакомого и направились к дому, где квартировал граф. До этого между ними произошла ссора из-за личных денежных счетов. По пути ссора, вспыхнувшая вновь, привела к дуэли на шашках.

При осмотре места происшествия можно было предположить, что поединок продолжался довольно значительное время, так как площадь в радиусе 20 шагов была забрызгана кровью. Как сказано в рапорте полицмейстера, Магомед Джафаров кинжалом «нанес графу А.А.  Тулуз-Лотреку удар в левую сторону щеки, начиная от половины подбородка с рассечением челюсти и шеи до позвоночного столба; по заключению военного врача, смерть графа наступила моментально от острого излияния крови, кроме описанной раны у Лотрека оказались еще две рубленые раны, одна на локте левой руки и другая на спине у левой лопатки».

После случившегося тело графа было отвезено офицерами Осетинского конного дивизиона в местный лазарет, а затем отправлено в Пятигорск, его похоронили в родовом склепе. Поручик Джафаров доставлен в штаб дивизиона, обезоружен и арестован. В ходе дознания задержанный изложил такую версию: он первый вложил шашку в ножны, а граф, якобы пользуясь этим, замахнулся на него, тогда Джафаров выхватил кинжал, отбил им удар шашки и нанес смертельную рану сопернику. Так ли это было или Джафаров надеялся на смягчение наказания? Ведь свидетелей произошедшего не было.

Следует заметить, что современники отмечали отвагу и благородство молодого графа. Смерть уже не раз подстерегала его. Летом 1905 года в Новороссийске пятеро разбойников пытались ограбить возвращавшихся вместе с ним из театра мать и сестру. Защищая их, граф был жестоко изранен грабителями. По счастью, крепкий организм и сильная натура спасли тогда жизнь Александра.

Так случилось, что именно Ставрополь стал местом, где прекратился старинный род тулузских графов. «Diex lo volt» – «Такова воля Божья» – было начертано на родовом гербе де Тулуз-Лотреков.

Елена ГРОМОВА
«Тулуз-Лотрек на Кавказе»
Газета «Ставропольская правда»
7 июня 2013 года