06:40, 25 мая 2013 года

Новые категории прав для автомобилистов вводятся в России с ноября 2013 года

Мне трудно понять родителей, покупающих своему чаду, в общем-то, достаточно дорогой агрегат средней стоимостью тысяч в тридцать. Ради чего? Чтобы четырнадцатилетний (а то и младше) подросток с ветерком носился по загруженным автотранспортом улицам, выскакивая под колеса машин самым невероятным способом, не обращая внимания ни на дорожную разметку, ни на сигналы светофора? Совсем недавно на пешеходном переходе меня самого чуть не сбил вот такой отчаюга на скутере, тогда как весь транспорт ждал зеленого света. И что вы думаете, пацан хотя бы притормозил? Конечно, нет, как летел, так и продолжил лететь как ни в чем не бывало. Каюсь, грешен, хотелось ему подзатыльник отвесить! Не успел.

Ну и, как правило, исход таких безумных катаний очень и очень грустный, если не трагичный.

По информации отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, только в апреле произошло 54 дорожно-транспортных происшествия с участием водителей скутеров, мопедов, мотоциклов, квадроциклов, в которых 7 человек погибли и 56 получили телесные повреждения различной степени тяжести.

В большинстве случаев тяжкие последствия явились результатом того, что водители и пассажиры мототранспорта в момент ДТП были без шлемов, а водители зачастую находились в состоянии опьянения.

С 3 по 5 мая во время проведения профилактических мероприятий по предупреждению аварийности с участием мототранспорта сотрудниками ГАИ привлечено к административной ответственности около 500 нарушителей, 17 из которых управляли мототранспортом в состоянии опьянения, 34 без мотошлемов, 10 мотоциклов не были зарегистрированы в установленном порядке, выявлен 61 несовершеннолетний водитель скутеров и мотоциклов, 30 транспортных средств помещено на штрафстоянки.

Наверное, все же в стране возникла ситуация, когда без изменений и дополнений в законодательство стало просто страшновато передвигаться и пешеходам, и автомобилистам. Только жаль, что изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вступают в силу поэтапно: частично через полгода, частично через год после дня опубликования законодательного акта.

Итак, что же новое включено в документ.

Для управления мопедами и легкими квадроциклами вводится категория «М». Получить права на скутер или мопед можно будет только с 16 лет. Всем, у кого есть права любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на нее не нужно.

В рамках уже существующих категорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE») закон вводит подкатегории. Теперь в водительских удостоверениях появятся такие обозначения, как «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E».

Категория «А1» дает право управления мотоциклами малой мощности с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт. «В1» потребуется для вождения трициклов и квадроциклов.

С подкатегорией «С1» можно управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонны, но не превышает 7,5 тонны, а с подкатегорией «D1» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест помимо сиденья водителя.

Подкатегории «С1Е» и «D1Е» предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг.

Введение подкатегорий в соответствии с новыми требованиями Конвенции о дорожном движении облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, поскольку желающим управлять небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест.

Что немаловажно, для каждой подкатегории установлены свои возрастные ограничения. Так, получить право на управление легкими мотоциклами («А1») можно будет с 16 лет. На категории «А», «B», «С», а также на подкатегории «В1», «С1» – с 18 лет. Сесть за руль автобуса («D1», «D») можно будет с 21 года (для управления автобусами, принадлежащими Вооруженным силам, воинским формированиям и органам, в которых предусмотрена военная служба, – с 19-летнего возраста). Обязательного обмена водительских удостоверений закон не требует. Заменять водительское удостоверение необходимо будет только тогда, когда истечет срок его действия. При этом все открытые в них категории сохранятся. Если у вас есть, например, категория «С», то категория «С1» вам не требуется: вы можете управлять определенными для них в новом законе автомобилями.

Нововведение в закон разрешит сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей появится соответствующая отметка. Если они захотят пересесть на «механику», им необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой.

Закон исключает действующую норму о допуске к экзаменам после самостоятельной подготовки. Сдавать экзамены на право управления транспортными средствами можно будет только после прохождения обучения по программам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, разработанным уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. К дню вступления закона в силу (9 ноября 2013 г.) соответствующие программы и требования к подготовке и переподготовке водителей должны быть утверждены Правительством РФ.

И, наконец, через сто восемьдесят дней со дня вступления в силу ФЗ к работе по управлению транспортными средствами в качестве водителей будут допускаться лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение. Контролировать это будут обязаны их работодатели, для которых устанавливается административная ответственность за выпуск на линию водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения, в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.

«Скутер-мотоциклист»
Газета «Ставропольская правда»
25 мая 2013 года