07:01, 21 мая 2013 года

Урок правосудия для будущих юристов провели в Ставропольском краевом суде

Впрочем, и остальные участники процесса - гособвинители, адвокаты, потерпевшие и присяжные заседатели, кроме председательствующего судьи (эту роль взяла на себя заместитель председателя Ставропольского краевого суда Нина Стус), еще грызут гранит науки. Кто в школе - в кадетском классе под патронатом Следственного комитета России, кто на юридическом факультете вуза. Однако спешу успокоить, «несовершеннолетний суд присяжных» - это не революционные перемены в российском судопроизводстве. Таким образом в регионе состоялся «Урок правосудия» - мероприятие, проходящее в рамках всероссийского проекта Общественной палаты РФ «За открытость правосудия». Это ролевая имитационная игра, моделирующая реальный судебный процесс с участием присяжных заседателей по конкретному уголовному делу.

За применением будущими юристами теории на практике лично следили как председатель Ставропольского краевого суда Александр Корчагин, так и автор проекта - член Общественной палаты РФ Денис Дворников.

- Мне хотелось бы пожелать вам всем сегодня повысить свой уровень правовых знаний, набраться опыта в сфере отправления правосудия, - напутствовал юных участников процесса А. Корчагин.

И отдельно обратился к тем из них, кому предстояло исполнить роль присяжных заседателей: «Вам сегодня придется выступать в нелегкой роли - роли судей общественной совести. Поэтому вы должны в полной мере осознавать, какую ответственность вы берете на себя. А это ответственность за судьбу человека, решение которой в ваших руках».

Итак, этот необычный судебный процесс только весьма условно можно назвать игровым: он был максимально приближен к реальности даже в деталях. Настоящий зал заседаний, председательствующий в мантии, а порядок обеспечивает судебный пристав. К тому же у всех героев есть реальные прототипы. В частности, у «обвиняемых» - члены так называемой банды Бекмурзиева, долго «терроризировавшей» краевой центр и Шпаковский район. Дерзкие преступники совершили 16 вооруженных разбойных нападений на магазины, игровые клубы, автозаправки. Всего от рук бандитов, обвинявшихся по трем статьям УК РФ «Бандитизм», «Разбой» и «Кража», пострадали 28 человек. Кроме того, процесс происходил с соблюдением всех установленных законом процедур, от доклада о явке сторон, формирования по всем правилам коллегии присяжных до оглашения приговора. Так что времени занял ничуть не меньше, чем реальный. А может, даже и больше - ведь председательствующему судье Нине Стус приходилось «по ходу пьесы» разъяснять молодежи те или иные правовые, процессуальные нормы и нюансы суда присяжных.

Ребята, понимая всю ответственность происходящего, волновались. Ведь «прокурорам» и «адвокатам» пришлось самостоятельно разрабатывать линию обвинения и защиты, выступать перед «присяжными», которых требовалось убедить в правоте именно своей позиции. А «присяжным» пришлось также самостоятельно, без подсказки решать, на чьей стороне правда. Свой приговор реальные члены банды Бекмурзиева выслушали почти два года назад, «виртуальным» предстояло это сделать сегодня. И какое решение примет коллегия «судей общественной совести», предугадать было невозможно. Но вот утихли прения сторон, и коллегия юных присяжных вынесла вердикт, который практически точь-в-точь совпал с вынесенным их предшественниками: виновны.

- Я очень волновался, ведь мне досталась нелегкая роль гособвинителя, - поделился своими переживаниями десятиклассник кадетского класса под патронатом СКР ставропольской школы № 24 Андрей Романенко. - В то же время это было так интересно: узнать о судебной практике изнутри, будучи участником процесса. И я горд, что нам с моим коллегой-«прокурором» и одноклассником Сашей удалось выиграть этот процесс.

«Примерка «мантий»»
Газета «Ставропольская правда»
21 мая 2013 года