07:15, 15 мая 2013 года

Со строительством Новоалександровского обхода познакомились депутаты ДСК

Здесь планомерно реализуется задача, поставленная перед дорожниками края губернатором Валерием Зеренковым, повышения эффективности инвестиционной политики в дорожной отрасли. 

Новоалександровский обход

Судя по тому, что увидели депутаты, качество новой обходной магистрали не разочарует путников и упростит доставку пассажиров и грузов в назначенное место, когда работы будут закончены. Слой гравия укладывается толщиной в 60 см, асфальтобетона - 20 см. В сочетании эти два показателя обеспечат трассу «дорожной одеждой» в 80 см, что по отраслевым стандартам учитывает будущий рост интенсивности движения.

Дорожники пожаловались депутатам, что остается сложной, затяжной и дорогой процедура изъятия земель под строительство дорог. Как пояснил первый заместитель председателя Думы СК Дмитрий Судавцов, к сожалению, законодательные инициативы региональных парламентов не всегда принимаются во внимание и реализуются на федеральном уровне. Но тем не менее депутаты занимаются названной проблемой. По его информации, Госдума РФ планирует принять закон об упрощенной системе изъятия земель под дорожное строительство. Пилотный проект обкатывается на территории Московской области, затем, как предполагается, этот опыт будет внедрен и в других регионах. Поэтому, можно сказать, свет в конце тоннеля забрезжил.

Как бы то ни было, объект, как пообещал министр дорожного хозяйства края Евгений Иванько, будет сдан, как запланировано, осенью нынешнего года. Трасса в своем роде уникальна. Депутатам показали, как «перебрасывается» мост через балку Чапцева. На сваях, вбитых глубоко в дно водоема, смонтированы балки, по которым после окончания работ двинется транспортный поток. Это будет сооружение шириной 11,5 метра. Объект, на строительство которого из краевого дорожного фонда выделено около 26 млн рублей, на 80% уже готов.

В предпусковом режиме и тоннель под железной дорогой. Его прорубает строительная компания «Урал» из Екатеринбурга, имеющая богатый опыт метростроения и тоннелестроения. Как пояснил генеральный директор предприятия В. Прутян, именно на Ставрополье состоялась «премьера» проходки полным сечением под железной дорогой без остановки движения. Первые два тоннеля новаторским методом построены также в нашем крае на трассе Георгиевск - Новопавловск. А это третий. Удовольствие дорогое, стоимостью около 300 млн рублей, но, по оценке субподрядчика, оправданное. Сроки строительства значительно сокращаются по сравнению с обычным методом, и качественные характеристики сейсмостойкого объекта, рассчитанного на 7 баллов, на порядок выше. Депутаты поинтересовались: нельзя ли было произвести работы дешевле, не завысили ли цену? И получили ответ: работы ведутся в соответствии с проектно-сметной документацией: технология - немецкая, материалоемкая, высока стоимость подготовительных работ.

В производственной биографии генпод-рядчика, отвечающего за весь цикл строительства обхода Новоалександровска, - ДСЭУ № 2 имени Демидова - это не первый масштабный объект. Всего до завершения строительства обходной магистрали ГУП освоит 1,48 млрд рублей, выделенных из краевого дорожного фонда. В месте примыкания к трассе на Кропоткин, куда многотонные, тяжелогруженые фуры попадают пока через Новоалександровск, разбивая муниципальные дороги, строится современная транспортная развязка. Земляные работы уже выполнены: снят дерн и подготовлена насыпь для прокладки дорожного полотна. Словом, уже скоро ставропольчан порадуют дорогой, на строительстве которой применяются и хорошо проверенные временем, и инновационные технологии.

Разговор состоялся вблизи тоннеля, где заканчивается вторая очередь Новоалександровского обхода. До развязки отсюда 7 км. На очереди сдача в эксплуатацию третьего, последнего пускового комплекса.

Председатель комитета Геннадий Ягубов коротко прокомментировал задачи выезда депутатов в Новоалександровский район. Учитывая, что из дорожного фонда СК на данный объект выделяются немалые деньги, парламентарии решили побывать на стройке, дабы составить собственное впечатление о положении дел. Порадовало, по словам Г. Ягубова, что на объекте используется масса новых инженерных решений.

- Наша задача - не только ревизия хода строительства Новоалександровского обхода, но и обсуждение проблем дорожной отрасли края в целом, - пояснил он. - Как выяснилось из состоявшегося разговора с дорожниками, их хватает. Для депутатов также важно было понять, как в целом осваиваются средства дорожного фонда. Объем финансирования, освоенный на краевых и местных дорогах, в 2012-м по сравнению с прошлым годом был рекордным. В этом году планируется потратить еще больше (6,4 млрд рублей), причем не только на строительство краевых дорог, но и межмуниципальных, внутримуниципальных, благоустройство дворов многоквартирных домов, подготовку проектно-сметной документации (именно этот начальный этап иногда становится препятствием для получения муниципалитетом средств). Мы считаем, что особенно актуальной была в прошлом году, остается и в нынешнем муниципальная составляющая. Недофинансирование этой статьи ранее довело многие местные дороги до критического состояния. Чтобы избавиться от этого малопривлекательного зрелища, созданы дорожные фонды также на муниципальном уровне. Вкупе со средствами, которые предназначены для освоения местными администрациями, в краевом фонде (это примерно треть средств) объем таков, что жизнь, можно сказать, налаживается. Чтобы разобраться, что необходимо сделать, чтобы повысить безопасность движения, для участия в выездном заседании думского комитета были приглашены руководители ближайших муниципальных образований Новоалександровского, Труновского, Изобильненского, Ипатовского, Красногвардейского районов. Надеемся, что главы подскажут нам, какие еще нормативные документы необходимо принять законодателям, чтобы вопросы решались без проволочек.

В целом качеством строительства Новоалександровского обхода депутаты удовлетворены. Но это не единственная стройка на территории Ставропольского края. Пока, на взгляд депутатов, развитие транспортной инфраструктуры обходится казне дорого. Значит, надо думать, как сделать так, чтобы два показателя - количество построенных дорог и их качество - были в гармонии. В частности, по оценке Г. Ягубова, в будущем году должна существенно улучшиться ситуация со строительством местных дорог. Статьи, касающиеся их финансирования, станут более защищенными. Муниципалитеты гарантированно будут получать на дорожные нужды 10% поступивших в бюджет акцизов на ГСМ.

Падчерицы

Однако не к каждой дороге на Ставрополье можно применить определения «современная» и «качественная». И это тоже факт. За десятилетия многие из них превратились в направления.

Если бы эксплуатировали дорогу те же организации, которые являются генподрядчиками при ее строительстве, толку, говоря простым языком, было бы больше, отметили депутаты. Предприятие, будучи заинтересованным в удлинении межремонтного периода ее службы, изначально больше бы заботилось о высоком качестве производства работ. Однако пресловутый, иначе его уже никто не называет, федеральный закон о госзаказе № 94, к сожалению, поощряет двойные стандарты. Муниципалитет выставляет на аукцион средства, которые необходимо освоить на работах по содержанию дорог, но при этом не может быть уверен, что выиграет подрядчик, располагающий необходимой техникой и квалифицированными кадрами для наилучшего выполнения поставленной задачи. Побеждают зачастую фирмы, предлагающие демпинговые цены, гораздо ниже реальных затрат. Так и попадают некоторые дороги, образно говоря, в разряд падчериц.

И депутаты, и представители краевого миндора высоко оценили зарубежный опыт: например, в Германии в течение 20 лет дорогу эксплуатирует предприятие, ее построившее. Другой гарант качества - бюджетное финансирование за выполненную работу поступает на счет исполнителя по окончании строительства, что фактически исключает брак. Вот и нам бы взять на вооружение уже проверенные временем методики, чтобы повысить ответственность дорожников. Это было общее мнение участников выездного заседания думского комитета.

Изначально надо строить дороги с высоким запасом прочности, чтобы недоремонт, копившийся десятилетиями, постепенно сжимался как шагреневая кожа. В связи с этим депутаты попросили дорожников рассказать в первую очередь об инноватике в отрасли.

О цене новинок

Внедрение научно-технических разработок - основной фактор повышения качества, снижения стоимости строительства и эксплуатации дорог в Ставропольском крае, отметил в своем выступлении заместитель министра дорожного хозяйства края Александр Сазонов.

Наряду с современной техникой, которая работает сегодня на краевых дорогах, для улучшения качества многослойной «дорожной одежды» и снижения затрат в будущем на ее обслуживание используется целый ряд новых инженерно-технических решений. В частности, при строительстве и реконструкции искусственных сооружений (мосты, путепроводы) и при возведении земляного полотна устраиваются подпорные стены из коробчатых габионных конструкций (нечто похожее на удерживающую сетку) сроком службы не менее 75 лет. Эти материалы, предназначенные для стабилизации грунтов, укрепления откосов, предупреждения оползневых процессов, применялись, в частности, при реконструкции автомобильных дорог Пятигорск - Георгиевск, Георгиевск - Новопавловск. В настоящее время используются для реконструкции моста через реку Куму в Зеленокумске. Объект должен быть сдан в этом году.

Для устройства слоев основания из песчано-гравийных смесей при ремонте дорог используется метод холодной регенерации состарившихся покрытий самоходным комплексом «Виртген» (ресайклинг). Проще говоря, создается мощная несущая плита с использованием состарившегося дорожного покрытия с добавлением цемента и полого материала. Технология значительно усиливает несущую способность магистрали и ее гладкость. Не зря же в народе есть такая поговорка: гладкой тебе дорожки. Ее смысл хорошо подходит для объяснения пользы ресайклинга. Чем глаже дорожка, тем быстрее будешь в месте назначения. Технология применялась на трассе Ростов-на-Дону - Ставрополь, Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск, при ремонте проспекта Кулакова в краевой столице.

Много новинок появилось и в области обеспечения безопасности движения. Сегодня на многих участках региональных дорог установлены барьерные ограждения и опоры электроосвещения с оцинкованным покрытием, увеличивающим срок службы и позволяющим минимизировать затраты на их содержание. Ежегодная покраска, как ранее установленным, этим сооружениям не требуется.

На пешеходном переходе Ставрополь - аэропорт источником для искусственного освещения трассы являются солнечные батареи. Энергия небесного светила помогает предотвратить несчастные случаи. Ведь в определенное время там бывает большое число пешеходов и транспорта. С той же целью почти повсеместно дорожные знаки заменены на знаки с повышенным светоотражающим эффектом, а светофоры - на светодиодные, что помогает лучше ориентироваться водителю в темное время суток. Число полезных новинок растет. В результате дорога становится все более удобной для путешествий.

Однако депутаты Валерий Черницов, Сергей Горло, Юрий Ивахник, Владимир Данилов раз за разом настойчиво интересовались стоимостью ноу-хау: не переплачиваем ли? Как прозвучало в ответе дорожников, удорожание строительства с применением новинок в среднем на 15% компенсируется, правда, не сразу, а за счет дополнительного увеличения срока эксплуатации дороги.

Только ли битум виноват?

Но раз уж разговор начистоту, то и у дорожников имеются объективные причины, мешающие строить дороги на века. Например, пояснил А. Сазонов, неудовлетворительное состояние транспортных артерий зачастую объясняется низким качеством используемого при строительстве и ремонте битума. И это проблема не только ставропольских дорожников. Дело в том, что до сих пор нет Госстандарта, каким должен быть материал, без которого не построить ни одной дороги. Д. Судавцов отметил, этот вопрос депутаты уже ставили перед вышестоящими властями, есть надежда, что будет решен.

Депутатов также интересовало, как работает закон о дорожном фонде СК в части строительства, ремонта и содержания дорог и дворовых территорий в муниципальных образованиях края. Остается немало вопросов, связанных с распределением средств фонда между муниципалитетами. Если местная дорога не поставлена на кадастровый учет и не числится на балансе ни одного муниципального образования, то в этом случае, оставаясь бесхозной, выпадает из всех «дорожных» планов и краевых целевых программ. Проблема возникла не сегодня. Но решается медленно. Безусловно, требуется ускорить процедуру, учитывая, что субсидии будут распределяться пропорционально протяженности дорог, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством. Кто дисциплинированнее и заранее подумал о будущем, тот, собственно, и получит больше средств на приведение местных дорог в порядок. Это ясно. Непонятно только, где в одночасье муниципалитетам взять немалую сумму для «легализации» своих дорог.

Глава комитета Г. Ягубов завел разговор и о рентабельности отдельных дорожных ГУПов. По итогам прошлого года самая большая прибыль и, соответственно, отчисления в бюджет отмечены в Буденновском МДРСУ - 45 млн рублей. 21 млн прибыли получило Ипатовское ДРСУ. А вот Труновское ДРСУ заработало всего 1,5 млн рублей. Впрочем, это не самый плохой показатель. Есть и такие предприятия, которые пришли к концу года с убытками, - это Кочубеевский мехкарьер. Как повысить рентабельность госпредприятий в дорожной отрасли? Безусловно, надо проанализировать все факторы, влияющие на этот показатель, считают депутаты.

Не выдерживают наши ДРСУ зачастую конкуренции даже не из-за отсутствия необходимой техники или неумения качественно выполнить работу. Дорогой лот на аукционе, за который требуется большой залог, далеко не всем по силам. Вот и уходят деньги к более крепким в финансовом отношении предприятиям, например, в тот же Краснодарский край. В прошлом году на сторону ушла половина госзаказов. Выходом из тупика представляется создание залогового фонда под госгарантии правительства края.

- Коли мы имеем дело с ГУПами, надо давать им плановые задания, обеспечивать господдержку, помогать с приобретением техники. Отдача должна быть соответствующей. Ведь полученная ими прибыль в итоге вернется налогами в нашу казну. Если потеряем наши ГУПы, с кого спросим? - вот мнение председателя комитета Г. Ягубова.

Бюджетные средства, потраченные на дорожное строительство, должны работать эффективно. Значение имеют и объем освоенных средств, и качество выполненных работ, и полученная в итоге прибыль. А если не справляются с поставленными задачами руководители, надо делать оргвыводы. Министр дорожного хозяйства края Е. Иванько пообещал разобраться, отметив, что этот вопрос у него на контроле.

Президент страны нацелил на двойное увеличение объемов строительства и реконструкции дорог в стране. Как этого добиться, надо думать и исполнительной, и законодательной власти. Один из путей достижения поставленной цели - вооружение новой высокопроизводительной техникой. Вправе ли власть тратить часть средств дорожного фонда на модернизацию парков ГУПов - вопрос не праздный. В прошлом году предприятия изыскали возможность и за счет собственных средств купили в общей сложности на 121 млн рублей новых дорожных машин, какие есть сегодня далеко не на каждом дорожностроительном предприятии. Многое, безусловно, зависит от руководителей ГУПов. Однако надо учитывать, что возможности и стартовые условия у всех разные. А новая техника позволила бы ДРСУ стать конкурентоспособнее.

Надо ли тратить средства из дорожного фонда на покупку техники? Мнения участников обсуждения разошлись. Одни - за помощь госпредприятиям в этом вопросе. Другие - против. Депутаты В. Данилов и Г.  Ефимов высказались за то, что в рыночных условиях ДРСУ должны решать этот вопрос самостоятельно, учиться работать с высоким КПД, чтобы иметь достаточно средств на обновление техники. По крайней мере, действующим законодательством тратить деньги из фонда на эти цели пока не предусмотрено.

О тротуаре замолвите слово

Представители муниципальной власти, участвовавшие в обсуждении вопроса, и депутат Н. Сучкова напомнили о необходимости пешеходных тротуаров вдоль дорог. Как пояснили дорожники, строить на муниципальной земле министерство не имеет права. Поэтому предлагается компромисс. Вопрос будет решаться, если муниципалитеты оперативно займутся отводом земли под строительство тротуаров. Вспомнили и о придорожной инфраструктуре. Положение дел оставляет желать лучшего. Предполагалось, что вопрос, скажем, с придорожными туалетами будет решаться параллельно со строительством АЗС. На каждой из заправок есть туалеты для путников, однако зачастую они оказываются закрыты. Многое зависит от доброй воли собственников АЗС. Как навести порядок? Депутаты предложили дорожникам требование о строительстве туалетов вносить в технические условия возведения дорожных объектов, чтобы не зависеть от капризов «бензиновых королей», не всегда выполняющих взятые на себя обязательства.

Чтобы качество было выше

Депутат В. Машкин на примере своего избирательного округа заметил, что распространенный ныне ремонт дорог «латочным» способом не решает проблемы надолго. На «заплатки» на дорогах можно направить около 15% потребности выделяемых муниципальным образованиям средств. Однако министерство дорожного хозяйства рекомендует большую часть бюджетного финансирования использовать для полной замены дорожного покрытия на отдельных участках. Это практичнее и продлевает срок службы дороги.

Когда готовится техзадание по строительству или реконструкции дороги, закладываются новые материалы, увеличивающие время ее эксплуатации. Однако система торгов такова, что стоимость этих работ в итоге снижается на 15-20 процентов. А это означает, что ДРСУ приходится экономить на новых технологиях. Замкнутый круг... Надежда на новый, обновленный закон о госзаказе, который изменит процедуру, и ожидаем его в 2014 году. Усложняет ситуацию и тот факт, что и функции технадзора то же предприятие получает через систему торгов. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба зачастую приостанавливает торги за необоснованность, по оценке ведомства, планируемого объема финансирования. И этот факт зачастую также приводит к удешевлению работ, что в конечном итоге отражается на качестве работ.

В наступившем году объем дорожного фонда больше, в связи с этим депутаты высказали заинтересованность в том, чтобы средства были истрачены с большей пользой и больше километров дорог краевого и местного значения стали более комфортными для автомобилистов, чтобы число нареканий на их качество уменьшилось.

Вопрос действительно серьезный. Зачастую муниципальные образования, получив немалые средства для приведения своих дорог в достойный вид, не в состоянии освоить выделенные средства. Элементарно в штате муниципалитетов нет специалистов-дорожников, которые провели бы все необходимые процедуры и освоили деньги в срок и качественно. И еще один момент. Недофинансирование тоже ведет к снижению качества. Если на завершение объекта необходимо, скажем, 6 млн, не стоит выделять 2 млн. Так можно загубить дело и не добиться поставленной цели, пришли к выводу участники обсуждения. Слабо участвуют районные администрации в облагораживании сельских дорог. Руки не доходят. Причина - некому грамотно подготовить проектно-сметную документацию. Дорожники жалуются, что в министерство приносят порой такие заявки, в соответствии с которыми, учитывая требования действующего законодательства, вообще невозможно профинансировать нужды муниципалитетов. Прозвучали предложения и об акционировании ГУПов. Но у противников такого решения есть резонные возражения. Скажем, содержание дороги убыточно. Пойдет ли на это частник? На уход за федеральными дорогами на территории края выделяется в четыре раза больше средств. И это тоже факт, который не спрячешь... Где взять недостающие средства?

*****

По итогам обсуждения депутаты приняли решение о необходимости совершенствования методики распределения субсидий муниципальным образованиям за счет дорожного фонда, используя в качестве отправной точки работу по администрированию транспортного налога, регистрации и постановке на кадастровый учет дорог местного значения. Комитет продолжит мониторинг рентабельности ГУПов и реализации закона о дорожном фонде СК. Также парламентарии поручили миндору края провести оценку эффективности использования научно-технических разработок в дорожной отрасли, точнее определить перспективы развития дорожной отрасли.

«У каждой дороги должен быть хозяин»
Газета «Ставропольская правда»
15 мая 2013 года