07:12, 8 мая 2013 года

Первая мужская гимназия в Ставрополе пестовала ученых мужей

Одним из наиболее ярких событий в истории Ставропольской губернской гимназии были ежегодные конкурсы на лучшее сочинение на русском языке, которые проводились по инициативе директора Я. Неверова. В фонде № 15 «Дирекция народных училищ Ставропольской губернии» ГАСК можно ознакомиться с протоколами заседаний педагогических советов, рассматривавших сочинения. В этом же фонде переписка с попечителем учебного округа о результатах конкурса. Эти документы словно живые свидетели своей эпохи и ее весьма интересных героев.

Первый такой конкурс сочинений состоялся в 1852 году и проводился между учащимися старших классов. Результаты подвели 18 октября 1852 года. Значимость этого события отражена в публикациях губернской газеты, посвященных 15-летию со дня открытия ставропольской гимназии. Из числа представленных сочинений наиболее удачными были признаны работы учеников VIII класса Амбарданова, Морозовского и Кананова. По решению педагогического совета лучшим назвали сочинение на тему «Русская народная поэзия» воспитанника Г. Кананова, ставшего впоследствии выдающимся просветителем, ученым-востоковедом.

С этого года проведение конкурса сочинений вошло в традицию. В чем-то наивные, но все глубокие искренние размышления гимназистов и сегодня выглядят свежо, занимательно. В конкурсной работе будущего известного историка Александра Трачевского под названием «Что способствовало в текущем столетии упадку влияния французского классицизма в нашей драме» (!) юноша весьма серьезно и, в общем, аргументированно рассуждает о значении французской драмы как о неудачном опыте мировой литературы, которого следует всячески избегать: «…неудавшийся опыт воспроизведения древней жизни в новом искусстве имеет также свою благодетельную сторону: он показал нам, что если мы хотим подражать древним в искусстве и если мы желаем занять своей умственной деятельностью столь же почетное, как они, место в истории человечества, то должны быть не славными копиистами чужого, а творцами своего собственного, должны быть верны своей духовной природе и жизни, должны выработать свою собственную мысль и, подобно древним, высказать свое слово…».

Конкурсные сочинения гимназистов и столетие спустя поражают широтой кругозора юных авторов, богатством языка. В сохранившемся в ГАСК протоколе педагогического совета Ставропольской губернской гимназии от 16 октября 1858 г. рассматриваются сочинения, представленные воспитанниками VI и VII классов. Любопытно, что учащимся были предложены весьма непростые темы: о сатире во времена Петра, Екатерины и в наше время; о Кавказе по Лермонтову, Марлинскому и Пушкину; о демократии в Древнем Риме и о причинах ее политического падения; о Владимире Мономахе.

Педагогический совет «с особенным удовольствием видел в молодых, еще не вполне созревших умах своих питомцев зародыш светлого убеждения и чистого стремления к науке и убедился, как в сведениях, приобретенных воспитанниками, так и способностях их анализировать подробности предмета и проводить через них одну общую мысль, разумно воспринятую от наставника».

Благодаря успешно существовавшей в Ставропольской мужской гимназии системе образования, и в частности одной из форм обучения – конкурсов сочинений, – состоялось духовное становление десятков воспитанников гимназии. Вот имена некоторых из тех, кто оставил заметный след в истории: известный историк А. Трачевский, востоковеды Г. Кананов и К. Патканов, ученый исследователь Кавказа Н. Динник, инициатор развития женского образования В. Демьяновский. Они не стали профессиональными литераторами, но, умело подготовленные педагогами самостоятельно размышлять, добились немалых успехов на избранных ими поприщах.

Татьяна МАКАРОВА, ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края
«Гимназия пестовала ученых мужей»
Газета «Ставропольская правда»
8 мая 2013 года