07:42, 24 апреля 2013 года

Выставка эротического искусства «Основной инстинкт» в Ставрополе: взгляд изнутри

Все прошло ярко и празднично, было много сюрпризов. Например, гости могли сами на «живой скульптуре» поупражняться в стиле боди-арт или проследить за тем, как художник вырисовывает обнаженную натуру.

Эротическое искусство во все времена было предметом ожесточенных споров, балансируя между утонченной изысканностью и пошлостью. Предложить зрителю посмотреть на «откровенное» с точки зрения высокого искусства – дело рискованное: понятна ли будет публике идея авторов? Тут нужно обладать выраженным чувством прекрасного, возвышенного, чтобы не опуститься до банальщины. Так что у посетителей появился уникальный шанс испытать себя и оценить, насколько авторы смогли уйти от «низкого» и способны ли их творения научить публику мыслить высокими категориями, ведь никакая салонная пудра не скроет истинного ощущения от увиденного.

Не просто показать красивое обнаженное тело, а поднять зрителя на другой, эстетический уровень восприятия мира – задача очень сложная. Однако уже сами фамилии мастеров, представленных в галерее, заставляют верить в высокую миссию экспозиции. Авторы работ – известные живописцы Сергей Паршин, Евгений Кузнецов, Алла Чемсо, фотографы Маргарита Воронова, Алексей Заморкин, Василий Дейнека и многие другие. Центр экспозиции заняли полотна «Предчувствие вины» Александра Тарасова и «Двое» Сергея Паршина. От них словно «ответвляются» остальные работы. Некоторые авторы представили серию полотен, например, у Петра Охрименко это картины «Июльские сумерки», «Модель с четками», «Август», «Восточная», «Модель с полотенцем».

Можно успокоить широкую неподготовленную публику: здесь нет чересчур рискованной или «больной» фантазии, нет и вызывающе-пронзительной откровенности. Так считает и известный ставропольский фотохудожник Алексей Заморкин:

- На выставке нет ни одной работы, которую бы хотелось прикрыть рукой. Наша цель – «подтянуть» обывателя, чтобы он видел и понимал глубину содержания так, как это видит сам автор. Я, например, ни секунды не сомневался, выставляться здесь или нет, – есть возможность сравнить свое и чужое. Вижу много студийных работ, а в этих условиях, в общем-то, сложно «родить» что-то новое. Жанровая же съемка хороша тем, что она дает много свежих идей – солнце два раза в одном месте не появляется. Настоящий свет диктует подлинность настроения. Сегодняшние работы оцениваю по такому принципу: готов ли я повесить их на стену в своем доме и смотреть несколько лет? Красивое женское тело – тема трепетная. Нужно не просто показать плавные изгибы, но и раскрыть душу героини, мысль, что таится в глазах, улыбке, жестах…

Работы в стиле ню наверняка есть в мастерской каждого художника, фотографа, скульптора. Эротическое искусство на просторах нашей родины нельзя сказать, чтобы свободно дышало, но долгое время существовало, таясь в домашних собраниях и прочих укромных местах, куда не проник бы слишком строгий взгляд. Благодаря «Основному инстинкту» эта тема постепенно открывается каждому, кто желает прикоснуться к ней. На выставке действительно есть что посмотреть: и поэзия, и красота – все представлено так, как оно и должно быть. Ну и, конечно же, тут несомненно прослеживается и определенная дань моде.

Пожалуй, экспозиция будет вызывать живой интерес. Но только как-то высокая идея и миссия ее участников и организаторов меркнет перед броским названием «Основной инстинкт». Это словосочетание ассоциативно приводит к одноименному фильму, воспевающему совсем иные чувства. Как вы помните, там главная героиня – обаятельная писательница – обладает удивительной способностью манипулировать мужчинами, пробуждая в них пресловутый основной инстинкт… И словно продолжая не самую эстетическую ассоциацию, у входа на выставку гостей встречала девушка, танцующая на шесте…

Работы публике явно понравились. Не понравилось остальное, что было «вокруг». Уже и до экспозиции цунами порнографического гламура, затопившего телевизионный экран, Интернет, страницы глянцевых журналов, понуждало задуматься: а может, табу, которым государство, церковь, общество пытались веками сковывать эротическое искусство, имело и некий полезный смысл? Ясно одно: когда снимается официальный запрет, интерес возрастает… Но возрастает и ответственность.

«Салонная пудра ничего не скроет»
Газета «Ставропольская правда»
24 апреля 2013 года