11:21, 22 апреля 2013 года

Как растить будущих учителей, используя современные технологии

Два крупных мероприятия, проходивших одновременно (почти «Педагогическая поэма»), как свою главную цель обозначили модернизацию деятельности и подготовки учителя, совершенствование его профессионализма. В рамках краевого этапа конкурса «Учитель года России - 2013» это достигалось с помощью демонстрации опыта лучших педагогов (и тех, кто надеется таковыми стать) с элементами игры, соревнования. Что же касается мероприятий, которые проводились педагогическим институтом СКФУ как часть недели «Университетская наука - региону», то здесь речь шла об исследовательской работе в той же, по сути, области. Как растить будущих учителей в двадцать первом веке, как модернизировать их обучение, сохранив традиции просвещения века двадцатого, - вопрос, ответ на который пока только ищут педагоги, психологи, философы, социологи.

Не зря на Международном форуме молодых ученых СКФУ «Педагогика и психология: традиции и инновации», который проходил в рамках недели «Университетская наука - региону», собрались представители не только нашего края, но и республик Северного Кавказа; приехали ученые из Белоруссии, Украины, а заочное участие в форуме, как сказала, открывая мероприятие, директор пединститута Северо-Кавказского федерального университета Надежда Палиева, приняли студенты и преподаватели вузов из различных городов России, а также из Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Чехии, США, Греции, Израиля.

Из того, что осталось после форума в памяти и в блокноте, - выступление, например, Инны Осадченко, доцента кафедры воспитательных технологий Уманского госпедуниверситета (Украина), которая говорила о необходимости для учителя рефлексии - способности к самоанализу. Воспитывать ее нужно на студенческой скамье (а лучше - еще на школьной). Педагог должен уметь прислушиваться к себе, анализировать сильные и слабые стороны своей деятельности, признаваться себе в ошибках. В противном случае мы видим авторитарную фигуру педагога, считающего себя непогрешимым, а учеников и их родителей - бестолковыми и создающими этой воображаемой непогрешимости помехи. Увы, таков пока портрет немалой части нашего учительства.

Интересную тему подняла профессор кафедры переподготовки и повышения квалификации пединститута СКФУ Ольга Соловьева. Может ли учитель быть лидером, почему мотивация к этому у многих работников образования отсутствует, как привить вкус к лидерству, а значит, к активной жизненной позиции студентам педвузов...

И уж почти «экзотической» показалась тема, заявленная в выступлении Сергея Туркенича, аспиранта Академии управления при Президенте Республики Беларусь: «Виктимология и превенция (предупреждение) правонарушений студентов в воспитательно-обра­зо­вательном процессе вуза». Виктимность - это предрасположенность человека стать жертвой преступления (обратная ее сторона - предрасположенность стать преступником). Наука виктимология в применении к студенческой среде? Исследований на эту тему читать (и слышать о них) не доводилось. Правда, в выступлении они были только упомянуты. Докладчик-правовед сосредоточился на вопросах предупреждения студенческой преступности. Что, впрочем, также актуально.

Во второй половине дня на форуме прошли мастер-классы, собравшие большую аудиторию, в том числе по технологии создания социально значимых студенческих проектов; конкурс научных работ студентов. Во всех мероприятиях помимо представителей вузов приняли участие учителя школ края.

Еще одно мероприятие недели «Университетская наука - региону», думается, заслуживает особого внимания. Психологический центр министерства образования СК в Михайловске пригласил к себе сотрудников научно-образовательного центра психологического сопровождения педагогического института СКФУ. Это была, как говорили когда-то, «смычка» науки и практики, демонстрация научных ресурсов, которые университет может предоставить региону для внедрения. Рассматривались вопросы мотивации учебного и педагогического труда, противодействия учительскому выгоранию. Михайловцы презентовали гостям свой опыт коррекции и реабилитации детей с психофизическими нарушениями. Состоялась дискуссия по особо интересующим стороны вопросам.

В заключение хочется отметить две особенности мероприятий недели науки в пединституте СКФУ. Во-первых, в них участвовала молодежь - научная, студенческая; молодые учителя и педагоги-психологи. Во-вторых, они показали, что в образовании психологическая проработка и сопровождение становятся обычным делом. И это шаги к модернизации.

«Педагогическая поэма»
Газета «Ставропольская правда»
24 апреля 2013 года